Предыдущая заметка про агрессию у малышей вызвала много откликов. И эти отклики показали мне, как тонка грань между принятием проявлений ребёнка и жертвенностью родителя. Про жертвы и альтернативы им – я тоже уже писала. А сегодня будет про агрессию и контейнирование.
В прошлой заметке я цитировала Маргериту Спаньоло-Лобб и гештальт-теорию психического развития ребёнка. Речь идет о том, что ребёнок в возрасте 2-3 лет – весьма энергичное существо. Причём эту энергию ребёнку самому не удержать, и временами она, как газировка из открытой бутылки, выливается на окружающих. Порой эта энергичность проявляется в случайных ударах, толкании, цеплянии за волосы близких – не как выражение злости и враждебности, а — что называется «от переизбытка чувств». Именно к такому выражению агрессии специалисты и призывают быть терпимыми. Застыживание ребёнка за такие проявления, навешивание ему ярлыка «несносный», «неуправляемый» или «жестокий» могут блокировать естественную энергичность ребёнка, затруднить ему доступ к своей собственной активности, инициативности.
Что же делать родителю с агрессией ребёнка 1-3 лет?
В первую очередь помощь родителя состоит в контейнировании сильных чувств и чрезмерной активности ребёнка.
Контейнирование – термин предложенный психоаналитиками.
Слово английского происхождения, образовано от глагола to contain «содержать, сдерживать, вмещать».
Контейнирование обозначает довольно простое, обыденное, но очень важное действие – придание границ, ясности чувствам ребёнка и выдерживание его или её энергии. Обыкновенно речь о едином и естественном движении матери или отца к охваченному сильными эмоциями ребёнку.
Родители иногда воспринимают идею о контейнировании чувств ребёнка как предписание принимать любое деструктивное поведение, выступать эдакой «подушкой для битья».
Однако, принимать чувства ребёнка, и соглашаться со всеми его требованиями, пытаясь «угодить» ребёнку — не одно и то же, а скорее противоположные действия.
подробнее об агрессии малышей и её смысле, алгоритме действий родителя по контейнированию сильных чувств, и разнице между принятием чувств ребёнка и угодничеством — читайте в длинной статье «Агрессия у детей до 3 лет: что делать?«