Как начать безоценочно принимать своего ребёнка

Уйти от застревания в конфликте или идеях развития и воспитания, от тревоги за будущее ребёнка, от автоматически слетающих с губ упрёков, одёргиваний, приказов, – и прийти к своему маленькому (или уже большущему) Чаду, увидеть, принять его или её, заметить и встретиться…

%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%ba-%d0%b4%d0%be%d0%b6%d0%b4%d1%8c-%d1%84%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f

Порой хорошие родители чувствуют, что хотят и готовы быть и «заботливой альфой», и «принимающим родителем», и «надежной базой», но впадают в растерянность и вину оттого, что понятия не имеют как – не имеют навыков это делать в ежедневном общении с ребёнком.

Иногда задача принимать ребёнка, видеть его/ее, быть с ним/ней в контакте – такая же простая и естественная, как дышать, а иногда кажется просто недостижимой.

Словосочетание «принимайте ребёнка и безоценочно любите» мне кажется слишком расплывчатым.

Родители, склонные к рассуждению и анализу, не без раздражения вопрошают: «А делать-то что надо?»

Родители, сопереживающие своему ребёнку и склонные брать всю полноту ответственности в любой ситуации, посыпают голову пеплом и ощущают себя никчемными, не способными даже любить ребёнка «как надо».

Жизнь и подходы к воспитанию меняются быстро. Родителям приходится искать пути растить детей и готовить их к новым вызовам жизни, и порой невозможно опираться на собственный детский опыт, приходится идти на ощупь, спотыкаться, горевать о падениях, снова подниматься и идти.

Когда я думаю об этом пути: поиске и стараниях, – я испытываю восхищение и уважение. Но когда я сама спотыкаюсь и падаю на этом пути, внутри поднимается туча назойливых и безжалостных как осенние мухи мыслей: о никчемности, бессилии, ощущение стыда и «провала».

В эти минуты бессилия и растерянности, когда вязнешь в болоте автоматических реакций, когда из тебя словно помимо воли в сторону ребёнка льются слова обесценивания, жесткие и несправедливые придирки, очень хочется зацепиться за какой-нибудь столбик, за соломинку и выбраться снова к общей дороге понимания и уважения.

%d0%bc%d0%be%d0%b5%d0%bc%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7-%d1%81%d0%b2%d0%b5%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d1%8c-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%8fДля меня таким столбиком, такой палочкой-выручалочкой стал феноменологический взгляд на ребёнка.

 

 

За наукообразным словом «феноменологический» скрывается очень приятная по проживанию и простая вещь, о которой трудно говорить увлекательно и задорно:), это способ исследовать что-то, не объясняя, с любопытством и с целью исключительно увидеть/почувствовать/понять мир и реальность уникального личного опыта другого человека.

Метод стоит на трёх китах:
1. вынесение за скобки прошлого опыта, чтобы увидеть «новыми глазами» то, что есть прямо сейчас,
2. описание («что вижу, то пою», ничего не придумываю, не выхожу за пределы того, что воспринимаю органами чувств),
3. равное любопытство ко всему происходящему (отказ от идеи более и менее важного).

Сделать первый шаг на этом пути может помочь следующее упражнение:

Подумайте о своей дочери или сыне. Опишите для себя — пол, история зачатия и рождения, отношение в семье из-за ребёнка, индивидуальный стиль, как ребёнок видит вас, что ему на самом деле следует делать …, что из него или нее вырастет, если … и т.д. (делайте это в течение примерно 1 минуты…)
Теперь отодвиньте все это (можно сделать жест рукой, словно вы сдвигаете картинку в сторону, или представить как все это осыпается как шелуха) и представьте, что ваш ребёнок сидит перед вами, не пытайтесь ничего предугадывать или понимать. Что вы замечаете в нем/ней? Как он_а сидит? В каком положении тело? Какие волосы, цвет лица, дыхание? Какое выражение лица? Какие образы или чувства возникают у вас?

%d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%ba-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5

При очередном разговоре с ребёнком попробуйте проделать то же самое, только после отделения прошлого и мыслей о ребёнке не представляйте, а наблюдайте за ним/ней:

В каком положении тело? Какой цвет лица и дыхание? Выражение лица? Какое движение вы замечаете в себе: к ребёнку или от него? Какие чувства поднимаются изнутри? Позвольте всем этим чувствам существовать, но не погружайтесь в них слишком глубоко, не уходите от реальности восприятия.

%d0%ba%d0%b0%d0%bf%d0%bb%d1%8f-%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b7%d0%b0

Часто этот опыт сопровождается ощущением свежести, признательности и удивления по отношению к проявлениям ребёнка.

Разумеется, вынести свои взгляды «за скобки» удается лишь на считанные секунды, ведь людям свойственно искать смысл, закономерности, и мы не можем жить, не анализируя, не делая умозаключений, не вынося суждений и не формируя взглядов. То есть вынести за скобки прошлое, будущее и размышления – не означает освободиться от взглядов или убеждений.

Это попытка быть ближе к новизне момента здесь-и-сейчас, выбраться из болота автоматически возникающих суждений, тревог и фантазий, поскольку только в настоящем мы можем понять своего ребёнка, встретиться с ним _настоящим_ и передать ему исключительно важное ощущение быть увиденным и принятым в своем существовании.

Поделитесь знанием с друзьями!