Предупредить — не навредить. Правила эффективной профилактики

Многих родителей волнует вопрос – как предотвратить в жизни своих детей болезни, нарушения поведения, зависимости, суицид и другие страшные и негативные явления.

В этой заметке я расскажу о том, как можно проводить профилактику и при каких условиях профилактика будет эффективной. Но сначала расскажу вам одну историю, которая могла случиться с любой молодой мамой:

С первой дочерью, когда она ещё была милым розовым младенцем, я довольно исправно ходила на профилактические приёмы к педиатру в поликлинику. И вынужденно коротала минуты и часы в коридорах этого мрачного учреждения.

А в нормальной детской поликлинике на стенах что? Правильно, плакаты так называемой «профилактической направленности». Всякие симпатичные паразиты и вирусы. Реалистичные изображения болезненных проявлений у детей, и все возможные болячки, которые могут посетить моего ребёнка. Очень вдохновляющее чтиво.

Там, в коридорах поликлиники, я и вычитала этот перл: «Каждый день без четырех часов прогулки – день, потерянный для здоровья ребёнка!» Без четырёх. Часов. Прогулки. Каждый день. Я честно поискала температурный режим таких подвигов оздоровления младенцев.

Плакат размещен в Петербурге, в не самом климатически благоприятствующем длительным прогулкам городе. О температурном режиме там было. Четыре часа полагалось гулять зимой (!).

%d0%bc%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b7

А вот летом вообще лучше ночевать в шалаше (зачеркнуто), проводить весь день на улице.

Это было бы здорово, если бы кто-нибудь в это время занимался домашним хозяйством, другими детьми, работой, а ещё на улице было бы никак не меньше 20 градусов тепла.

Сам слог и способ построения предложения, которым был написан сей шедевр медицинского просвещения, к концу прочтения не оставлял никаких сомнений в том, что мой ребёнок жив буквально чудом у такой нерадивой мамаши.

Надо отметить, что я – специалист по профилактике всяких негативных социальных явлений. Можно сказать, это основная моя научная специализация. Я даже была одним из официальных экспертов по Северо-Западу.

Это обстоятельство в настоящий момент отзывается в моей жизни только тем, что мне «бросается в глаза» всякая социальная профилактика, особенно неграмотно сделанная:)

Чуть-чуть теории:

Профилактику можно проводить по-разному.

Выделяют несколько моделей или стратегий профилактической работы. Плакат о котором я написала в начале – представитель самой древней и живучей модели– модели «запугивания».

Суть её проста и доступна любому обывателю: эмоциональное иногда преувеличенное описание страшных последствий какого-нибудь поведения, дабы неповадно было:

«Капля никотина убивает лошадь, а чашка кофе – клавиатуру»

Самая малоэффективная модель из существующих. И самая распространенная

Подросткам запугивание вообще противопоказано, т.к. вызывает протестное поведения с пробованием всего того, относительно чего запугивали. Пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, родители, запомните это!

В то же время запугивание действительно отвращает от некоторых видов поведения детей дошкольного возраста, если произнесено авторитетным взрослым.

Эта особенность маленьких детей «впитывать губкой» слова взрослых и верить запугиваниям имеет колоссальное полезное эволюционное значение.
Ребёнку надо так многому научиться за короткое время, что если бы он в свои 2-4-6 лет критически рассматривал каждый запрет и рекомендации родителей, это было бы слишком утомительно и опасно.

Молодая мама с первым ребёнком в каком-то смысле похожа на маленького ребёнка– многому надо быстро научиться. И это возможно только ценой снижения критичности восприятия информации из авторитетного источника.

Дети, подрастая, вынуждены «отплевываться» от некоторых родительских поучений. Поучений, может быть адекватных ситуации, к которой были даны (но кто её помнит, эту ситуацию?), а сейчас сковывающих их активность.

Мамы первенцев в первые годы жизни ребёнка получают время от времени отравление чужой мудростью и не подходящие советы и рекомендации.

В то же время запугивания имеют свойство задерживаться в памяти и жить там своей самостоятельной жизнью. 10 лет прошло, а я – как сейчас – помню этот плакат в детской поликлинике. Помогает ли это мне гулять с ребёнком дольше? Увы. Чувствовала ли себя ужасной матерью? О, однозначно.

Другие модели профилактики требуют больших усилий, но зато и дают больше эффективности:

Информирование (как способ предупреждения негативных явлений) предполагает спокойное изложение фактов почти без оценки, чтобы сам человек мог сделать осознанный выбор.

Например, не просто: «Никотин вредит», а в чем именно заключается действие никотина на мозг и другие органы.

Эффективность информирования ограничена, потому что в своем поведении люди далеко не всегда руководствуются доводами разума. Информирование более эффективно для взрослых людей и в отношении поведения, которое ранее эти люди не практиковали.

Рассказ о негативных последствиях шлепков и крика на психику детей помогает удерживаться от криков и шлепков в основном тем родителям, которые еще не начинали такое поведение. У увязших в таком поведении людей чаще включаются психологические защиты: «Меня били и ничего, человеком вырос», или «А мой ребёнок по-хорошему не понимает!»

Если вернуться к прогулкам, то сбор информации о важности отдельных компонентов прогулки (насыщение кислородом, движение, пресловутый витамин Д и т. д.), сподвигло меня найти разные отдельные возможности для включения этих компонентов в повседневную жизнь ребёнка. И помогло сформировать аргументы, на которые я опираюсь, когда, удушаемая жабой, покупаю билеты в теплые края. Исследования ценности солнца и тепла для здоровья ребёнка обычно помогают расцепить сжимающие мое горло цепкие лапки жадного земноводного, и я таки трачу значительную часть бюджета на семейные поездки в отпуск.

Недостаточная эффективность информирования, и исследования, показавшие нерациональность и неподконтрольность разуму многих человеческих решений, привели к тому, что стали развиваться другие направления профилактики. В первую очередь, «аффективное обучение» или модель решения личностных проблем, и модель «обучение навыкам».

Модель «решение личностных проблем» предполагает, что если мы сможем разрешить внутренние трудности человека, у него или у неё возникнет естественный иммунитет к негативным явлениям.

marilyn-simandle

Человеку, у которого благополучно и хорошо на душе, незачем травить свой организм наркотиками или ввязываться в криминальное поведение. Уверенный в себе человек не поддастся групповому давлению сверстников и не начнет пить/курить/самоубиваться за компанию. Такая была идея.

Надо сказать, что эффективность этой модели оказалась меньше, чем ожидалось. Отчасти из-за того, что обучающие программы для детей и подростков были:

  • а.краткосрочными;
  • б.проводились зачастую неспециалистами-непсихологами, а энтузиастами общественных движений, педагогами после короткого обучения, волонтерами-родителями и т. п.

Еще одна причина «провала» идеи широкого использования аффективного обучения для профилактики наркоманий, суицидов и криминального поведения состояла в недооценке влияния ситуации и окружения на поведение людей.

Если говорить о родителях, то модель «решения личностных проблем» обращается к внутреннему опыту мамы или папы – Опыту, который может мешать видеть, слышать и понимать их ребёнка, заботиться о нем и способствовать его развитию. Работа по преодолению иррациональной родительской вины, жестких и ригидных установок, или проработка детских травм, могут быть отнесены к этому направлению.

Эффективность работы с родителями исследовалась не так широко, как обучение детей, но доступные данные дают основания для оптимизма. Консультирование родителей с проработкой их внутренних конфликтов дает значительное улучшение отношений с ребёнком, уменьшение невротических проявлений как у родителей, так и у детей. Доказано также сокращение срывов в лечении после консультирования родителей детей с хроническими заболеваниями, например, с сахарным диабетом (диссертация Коломиец И.Л.). Меньше становилось нарушений в поведении у детей с умственной отсталостью (диссертация Ткачевой В.В). Надо отметить, что все доступные данные об эффективной работе с родителями были получены в ситуациях, когда консультировал_а родителей высокопрофессиональный психолог или психотерапевт.

«А что с прогулками?» – спросите вы, – «Помогла ли психотерапия гулять с ребёнком дольше?»

Что ж. Чудеса психотерапии не распространились на мою способность выносить холод и ветер. Зато я стала гораздо чаще пользоваться разными возможностями делегировать это полезное мероприятие другим людям, в том числе специально оплаченным. Кроме того, я действительно стала получать больше удовольствия от разных аспектов жизни, в том числе от красоты природы и активности на свежем воздухе. Это мотивирует меня иногда пойти гулять с ребёнком.

И последняя модель профилактики, о которой я расскажу – модель «формирования навыков» предполагает создание алгоритмов поведения в ситуациях с высоким риском каких-то негативных явлений и обязательный тренинг «правильного» поведения.

То есть, не просто рассказать о том, что при попытке похищения или нападении надо громко кричать, звать на помощь, ложиться на землю, драться и кусаться, но и тренировать отдельные действия из этого списка.

Это одна из наиболее эффективных моделей, если проведена в полной мере. Однако жизнь всегда более разнообразна, чем можно описать в алгоритмах, а в стрессе иногда отключаются даже автоматические навыки. Тренировка же навыков, создание алгоритмов, рассмотрение всех аспектов ситуации – очень трудозатратно и требует значительного времени.

Книги Фабер и Мазлиш, например, предлагают как раз вариант такого дистантного тренинга родительского поведения. Однако просто купить книгу или прочитать ее – недостаточно, необходимо постоянно пробовать и повторять новые способы поведения.

Поскольку в литературе для родителей описание алгоритмов поведения и памяток – довольно популярный жанр с уже длинной историей, появились и отзывы, которые описывают, почему эти рекомендации могут не работать.

В общем виде причины неэффективности родительского тренинга можно свести к тому, что без разрешения внутренних конфликтов и повышения общей личностной устойчивости родителя, автоматическое повторение «правильных» слов и действий не дает нужного результата.

Есть ли место тренингу в вопросе длительных прогулок? Отчасти. Я сделала «работу над ошибками» и нашла самые изматывающие меня аспекты прогулок. Теперь у меня есть наборы одежды на разные погоды, в которые я могу упаковать ребёнка за пять минут. Я купила самую легкую прогулочную коляску, какую смогла найти (в доме нет лифта), освоила слингоношение и купила слингокуртку (очень выручало до года). Составила маршруты прогулок, благодаря чему я захожу в магазины погреться, и могу продержаться дополнительные минуты. Составила плейлисты с аудиокнигами и веселенькой музычкой, позволяющие мне не рехнуться со скуки, когда моя малышка резвится на детской площадке.

И все-таки 4 часа в день я не гуляю. Нарисованная мама с плаката в поликлинике так и осталась моим недостижимым идеалом.

Никакая профилактика не дает 100% гарантии. Иногда в жизни с хорошими людьми, которые делали все “правильно” случаются плохие вещи.

Какой можно сделать вывод? Профилактикой заниматься можно и нужно. Правила психологической профилактики просты:

-никакого фанатизма;

-способ воздействия подбирать по возрасту;

-не только рассказывать, информировать, но и учить-тренировать навыки правильного поведения;

-профилактическая работа будет эффективной, если поддерживает самоуважение и стабильность человека, и вредит, если разрушает.

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •