Previous Article Next Article Зачем нужна вина
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Зачем нужна вина Опубликовано 12.12.20151 комментарий
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Вина, пожалуй, чувство, о котором пишут и рассуждают очень много. Популярные статьи чаще всего предлагают от вины избавляться.

При этом “другой рукой” те же СМИ навязывают мамам иррациональную вину, акцентируя возможные “ошибки” воспитания, и “ужасные последствия” раннего детского опыта. Современные СМИ  не всегда оправданно делают акцент на ответственности матери за любые неблагополучия ребенка. Традиция написания текстов для родителей такова, что львиную долю этих текстов занимают «страшилки» — описание того, что плохое может случиться с ребенком, если родитель допустит ту или иную ошибку. Некоторые тексты так и называются «Ошибки воспитания» или юмористически: «Как воспитать невротика». Такая традиция во многом, как мне кажется, основывается на удобстве для автора текста. Гораздо легче описать «неправильное», патология всегда более конкретна, чем норма (описывать норму – хлопотно и практически невозможно, ведь жизнь всегда богаче любого описания).

Давайте попробуем понять, что такое вина, откуда берётся, и что она даёт.

Вина чаще всего переживается как напряжение, похожее на ожидание наказания или осуждения.  ” Я неправильно, плохо сделал_а …”  или чаще даже “О, зачем же я так сделал_а”– ощущает и думает человек, переживая вину. Иногда человек сам, не дожидаясь внешнего порицания своего поступка, начинает ругать и наказывать себя. Психологи называют эту способность делать внешнее наказание внутренним  — интериоризацией родительской фигуры, и считают нормальной частью взросления.

З.Фрейд писал, что вина — это наша плата за культуру.  Вина регулирует жизнь в обществе, являясь внутренней “полицией” , обеспечивая соблюдение  негласных норм поведения в обществе.

Р.Кочюнас пишет о вине:

Чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть.

Вина возникает при нарушении индивидом значимых для него норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга.

Переживание вины происходит в ситуациях, в которых человек отказывается от необходимой личной ответственности.

Хотя о вине много говорят и пишут, распознать в себе это переживание бывает непросто. Почему?

Дело в том, что очень часто вина идет в комплекте со страхом (в основном, со страхом отвержения, страхом потери отношений), и со стыдом (переживанием “я так_ая, как_ая есть, недостой_на существования”) Стыд ощущается как  замирание,  стремление сжаться, исчезнуть. В пике переживания человек может  перестать ощущать свое тело. 

Такой коктейль “три в одном” (стыд+вина+страх) составляют одно самых неприятных переживаний, и неудивительно, что люди стремятся от этих переживаний избавится.  Забегая вперёд, сразу напишу, “что делать”  — разделение “коктейля” на ингредиенты и разбор причин и обоснованности каждого в каждой конкретной ситуации, —  это то, что здоровым образом помогает “разобраться” с этими чувствами.

Зачем же вина нужна матери?

Проще всего представить вину как температурный столбик в градуснике.

Когда всё в порядке, температура должна быть “нормальная” — и тогда вины как переживания не возникает, но остается ответственность.

Но если что-то пошло не так, как человек считает “правильным” (объективно совершены какие-то действия, причиняющие ущерб другому человеку, или совершены действия, противоречащие внутренним нормам, представлениям и идеям о хорошем и правильном) “градус вины растёт”.

Если температура повышается в ответ на инфекцию, мы считаем, температуру полезной и помогающей организму побороть болезнь. Но очень высокая температура может становится проблемой сама по себе — дает чрезмерную нагрузку на сердце и т.п.

То же самое с виной. Адекватный отклик переживанием вины на совершенные действия позволяют заметить эти действия и их исправить, чрезмерный может останавливать активность и иметь неприятные побочные эффекты. И такую вину, надо “сбивать” как сбивают чрезмерную температуру.

И тут начинаются сложности. Первая сложность очевидна: как понять, чрезмерная эта конкретная вина или нет. Вторая — менее очевидна, но чаще встречается. Вину настолько неприятно переживать, что человек чаще всего, даже не осознавая самого переживания вины, начинает вину “сбрасывать”, например, ущемляя свои интересы или допуская по отношению к себе агрессию и нарушение границ, то есть наказывая себя через других.

Например, моральный мазохизм — форма бессознательной компенсации чувства вины. Мама может позволять ребенку больше агрессии по отношению к себе (кусать себя, если это младенец, создавать беспорядок и соответственно дополнительную работу для мамы, если ребенок постарше), если чувствует вину перед ребенком.  Например, после возвращения с приятного для мамы мероприятия, когда ребенок оставался с няней или кем-то из родственников, мама может чувствовать вину, если думает, что «хорошая мать не оставляет ребенка» или «ребенку было плохо без меня».

Как отделить вину полезную от чрезмерной?

Психологи выделяют три вида вины: истинную, невротическую и экзистенциальную вину.

Истинная вина возникает в результате совершенных проступков. В этом случае возможны и необходимы действия по исправлению ситуации: извинения и компенсация.

Невротическая вина возникает из-за воображаемых проступков или нарушения запретов. Вообще чувство вины в структуре невротических реакций занимает значительное место.  Очень подробно и глубоко, и практически применимо, эта вина анализируется в работах Карен Хорни.

Она указывает, что для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность.

При неврозах чувство вины как бы помогает индивиду оправдаться перед собой и другими, он вовсе не старается избавиться от этого чувства и даже энергично сопротивляется любым попыткам уменьшить его. Иногда в переживании вины даже проявляется своеобразная демонстративность. Индивид преднамеренно принижает себя и тем самым требует восхищения, поэтому он болезненно и враждебно воспринимает любую критику со стороны, оскорбляется, если кто-то серьезно начинает смотреть на его вину.

(Цитируется по Р. Кочюнасу, 1999)

Одна из важнейших причин возникновения невротической вины — страх осуждения, боязнь быть “демаскированным”.

Страх отражает огромную разницу между “фасадом” личности невротика и скрытыми за этим “фасадом” побуждениями. Невротик из последних сил защищает сотворенный им “фасад”, потому что эта крепость спасает от тревожности. За образом сильного человека невротическая личность старается скрыть свои слабости, незащищенность, беспокойство, неспособность бороться за себя. Презирая эти свойства, невротик боится, что другие люди их обнаружат.  У такого индивида чувство вины и тревожность возникают сразу, как только обращается внимание на его требования к окружающим. Эти чувства придают невротической личности уверенность, что она не будет осуждена, тем самым маскируется действительная проблема. Таким образом, чувство вины является не только следствием маскировки, но и способом психологической защиты от страха. За фасадом вины увеличивается чувство безопасности, а окружающие провоцируются индивидом на заверения в его невиновности. Кроме того, чувство вины дает основание считать себя моральным и добросовестным. Тенденция к самообвинению также ограждает от необходимости изменяться, т.е. становится заменой подлинного решения проблем. Еще одна важная функция невротического чувства вины состоит в том, что оно уменьшает угрозу обвинения со стороны других, потому что  безопаснее заранее принять вину на себя.

В случае с матерью и ее “невротической” виной перед ребёнком мы можем заметить такие признаки:

-чем дольше и больше по объему мама отрекается от себя, своих нужд в пользу ребенка, тем больше смещается фокус ответственности за ее личное благополучие. “Я буду счастлива, если дети будут счастливы” и “Ты (ребёнок) и твое неблагополучие делает меня несчастной, но это я виновата, неправильно тебя воспитывала”.

-чем большие страдания “ради детей” были перенесены, тем больше (часто неосознаваемое) ожидание награды. Хрестоматийные примеры про мать, которая хватается за сердце, и тем самым управляет поведением своих детей – в эту же корзинку.

-за внешним признанием “это я виновата” недвусмысленно просвечивает злость на “внешних обидчиков” Попробуйте понаблюдать за собой, когда вы вынуждены делать неприятную работу и ущемлять свои интересы. Какими удивительно неприятными становятся окружающие. Эти злодеи не ставят на место посуду и мусорят на только что вымытом вами полу. Еще и сетуют или раздражаются в ответ на предъявление вами ваших страданий. К ребёнку такая маскированная под вину злость может прорываться в виде раздражения, претензии: “ты заставляешь меня чувствовать себя ужасной матерью, прекрати!”

Переживание вины имеет также экзистенциальный аспект. В этом смысле вина представляет собой позитивную силу в жизни человека. Переживая экзистенциальную вину, мы освобождаемся от пагубного влияния невротической вины.

Ролло Мэй (1983) выделил три источника экзистенциальной вины:

  1. Вина вследствие недостаточной самореализации.
  2. Вина вследствие ограниченности связей с близкими людьми.
  3. Вина вследствие утраты связи с абсолютом.

В указанных отношениях мы всегда и безусловно виноваты, поскольку:

1.Мы никогда не способны реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, обязаны отклонить другие — они так и остаются нереализованными;Современная мама (особенно неопытная, которая переживает материнство впервые) часто оказывается между Сцилой и Харибдой.

Общество озвучивает требование быть с ребенком, быть удовлетворенной своим положением в семье – с одной стороны, и требование заниматься индивидуальным развитием, сохранением своей красоты и профессиональным становлением – с другой. Создается ложное убеждение, что это возможно. И что бы мама ни делала, она чувствует себя нехорошей, или виноватой, потому что ущемляет другую сторону. Помните, как в докучной сказке: «Хвост увяз, вытянул хвост – нос увяз. Вытянул нос – хвост увяз…»

Если эти требования — только сугубо внешние ожидания, и женщина следует им, отказываясь от ответственности за свою жизнь, такая вина невротическая (жить не своей жизнью, “соответствовать” чужим ожиданиям). НО бывает, что у самой мамы искренне есть два противоположных стремления: быть с ребёнком и быть без ребёнка, заниматься семьей и погружаться в эту часть своей жизни — и — погружаться в карьеру и индивидуальное творческое развитие.

2. мы никогда в полной мере не понимаем  своих близких и их потребности и в силу неизбежного индивидуализма “обречены” видеть других сквозь призму собственной личности, поэтому наше познание всегда субъективно и не целиком соответствует действительности. Способность испытать вину за свои спонтанные действия, которые случайно принесли ущерб другому человеку — это одна из основ способности к эмпатии, способности учитывать другого и его интересы. Такая вина “разворачивает” нас лицом к нашим близким.

3. В каждой точке бытия мы не знаем общей линии своего развития, как писал Паскаль: “ветви не суждено знать назначение дерева”. Это переживание вины за “бессмысленно прожитые годы”, эта вина перед самим собой-будущим, она побуждает к активности и творчеству.

Экзистенциальной вины нельзя избежать, поэтому важно ее осознать. Она помогает развивать человечность и чуткость в отношениях с другими, побуждает творчески реализовывать свои возможности.

КОРОТКОЕ РЕЗЮМЕ:

  • вина может быть “полезной” и “вредной”
  • полезная вина побуждает к активности (извиниться, сопереживать, творчески реализовать свои возможности) и сопровождается переживанием собственной субъектности (способности быть источником своих действий)
  • “вредная” или невротическая вина парализует активность, усиливает ощущение беспомощности, усугубляет бессильную зависимость от чужих оценок, действий других людей
  • еще одно различие полезной и вредной вины: вопрос “чьи ожидания и ценности обслуживает это чувство”. Невротическая вина останавливает здоровую активность, обслуживающую собственные “хочу” и “ценно” человека в угоду чужому “надо” и “положено”

 

 

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

1 comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *