Previous Article Next Article Модель запугивания или медицинская профилактика. Кому и зачем?
Опубликовано в перевод с научного на русский про актуальное про детей

Модель запугивания или медицинская профилактика. Кому и зачем?

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Модель запугивания или медицинская профилактика. Кому и зачем? Опубликовано 07.01.2016
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Со старшей дочерью, когда она ещё была милым розовым младенцем (а не «вредным подростком» как сейчас:), довольно исправно ходила на профилактические приёмы к педиатру в поликлинику. И вынужденно коротала минуты и часы в коридорах этого учреждения.

А в нормальной детской поликлинике на стенах что? Правильно, плакаты так называемой профилактической направленности. Всякие симпатичные паразиты и вирусы. Реалистичные изображения болезненных проявлений у детей, и всякие возможные болячки, которые могут посетить моего ребёнка. Очень вдохновляющее чтиво.

Там, в коридорах поликлиники, я и вычитала этот перл:

Каждый день без четырех часов прогулки – день, потерянный для здоровья ребёнка!

Без четырёх часов  прогулок, Карл. Каждый день. Я честно поискала температурный режим таких подвигов ради оздоровления младенцев. Плакат размещен в Петербурге, в не самом климатически благоприятствующем длительным прогулкам городе. О температурном режиме там было. Четыре часа полагалось гулять зимой. А вот летом вообще лучше ночевать в шалаше (зачеркнуто), проводить весь день на улице. Это было бы здОрово, если бы кто-нибудь в это время занимался домашним хозяйством, старшими детьми, работой, а ещё на улице было бы никак не меньше 24 градусов тепла (это как мне было бы комфортно:).

А еще слог и способ построения предложения, которым был написан сей шедевр медицинского просвещения, к концу прочтения не оставлял никаких сомнений в том, что мой ребёнок жив буквально чудом у такой нерадивой мамаши. Как минимум потому, что не было ни одного дня, «непотерянного» для моей двухмесячной на тот момент малышки, которую угораздило родиться в конце декабря, в одну из самых суровых питерских зим (было в основном -20-25 в то время). Из-за высокой влажности и непременного ветра «-25» в Петербурге переносится куда хуже, чем «-35» в каком-нибудь заснеженном Сыктывкаре (как я имела возможность убедиться на собственной морозонеустойчивой шкурке)

Надо отметить, что я – специалист по профилактике всяких негативных социальных явлений. Можно сказать, это основная моя научная специализация. Я даже одним из официальных экспертов по Северо-Западу была одно время:), откуда и мои шкурные познания про климатические прелести Сыктывкара, кстати. Это обстоятельство в настоящий момент отзывается в моей жизни только тем, что мне «бросается в глаза» всякая социальная профилактика, особенно неграмотно сделанная:)

Чуть-чуть теории: Профилактику можно проводить по-разному.

Существует множество исследований международных и национальных (в основном американских), которые рассматривают эффективность разных способов профилактики.

Теоретики выделяют несколько моделей или стратегий профилактической работы.

Одна из самых древних и живучих моделей— модель «запугивания». Суть её проста и доступна любому обывателю: эмоциональное иногда преувеличенное описание страшных последствий какого-нибудь поведения, дабы неповадно было.

Капля никотина убивает лошадь, а чашка кофе – клавиатуру.

Самая малоэффективная модель из существующих. Подросткам даже противопоказана, вызывает протестное поведение с опробованием всего того, относительно чего запугивали. До сих пор единственная модель, которая используется в медицинских учреждениях. За что модель «запугивания» еще называется «медицинской».

Однако запугивание влияет нужным образом (то есть действительно запугивает и отвращает от некоторых видов поведения) на детей дошкольного возраста, если запугивание произнесено авторитетным взрослым.

Эта особенность маленьких детей быть «впитывающей губкой» и верить запугиваниям от взрослых имеет колоссальное полезное эволюционное значение. Ребёнку надо так многому научиться за короткое время, что если бы он критически рассматривал каждый запрет и рекомендации родителей, то это было бы слишком утомительно и опасно.

Молодая мама с первым ребёнком в каком-то смысле похожа на дошкольника – надо многому научиться , быстро и это возможно только ценой снижения критичности восприятия информации из авторитетного источника. Но как этой иногда бывает с детьми, которые подрастая вынуждены «отплевываться» от родительских поучений (может быть адекватных ситуации из далекого детства, к которой и были даны, но кто её помнит, эту ситуацию?:), сковывающих их активность, мамы первенцев получают время от времени отравление чужой мудростью и не подходящие советы и рекомендации. В то же время эти запугивания имеют свойство задерживаться в памяти и жить там своей самостоятельной жизнью.

Вот и сегодня, когда термометр показывал -24 по Цельсию, мне вспомнилась эта давняя история про «потерянные дни для здоровья детей». И сподвигла меня сделать такую иллюстрацию и написать весь этот текст.

Минус двадцать четыре и прогулка с ребенком
Минус двадцать четыре и прогулка

Сегодня Рождество – время чудес. Я желаю нам всем такого чуда, чтобы авторитетные люди в нашей жизни появлялись тогда, когда они нужны, и чтобы у них хватало мудрости и добра показывать нам путь, не пугая, а заботясь. И чтобы мы сами были такими мудрыми и добрыми с нашими детьми.

Поделитесь знанием с друзьями!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.