Previous Article Next Article Как развивается мышление младенца. “Постоянство объектов”
Опубликовано в перевод с научного на русский про великих психологов развития про детей про ум

Как развивается мышление младенца. “Постоянство объектов”

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Как развивается мышление младенца. “Постоянство объектов” Опубликовано 10.01.2016А что Вы думаете?
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Дети воспринимают мир и обрабатывают информацию не так, как взрослые.

Жан Пиаже — один из первых и главных теоретиков развития мышления у детей раннего возраста. Одна из важных частей его концепции — теория ПОСТОЯНСТВА ОБЪЕКТА.

Т.е. предметы продолжают существовать, даже когда становятся недоступными для восприятия. Пока эта способность не установилась или, в случае болезни, пропала, человек буквально живет в мире,” где с глаз долой …” и даже не из сердца вон, а вообще пропало из реальности

Став взрослыми, мы легко воспринимаем тот факт, что предметы существуют независимо от нашего восприятия: Когда я ставлю чашку чая на стол, а потом отворачиваюсь от стола, чтобы оттащить младеницу от проводов компьютера, я знаю, что чай остается на столе. Если же чашки не окажется на столе, или она будет пустой, это будет для меня крайне удивительным событием или будет означать, что муж или старшая дочь “пристроили” бесхозный чай и чашку, пока я не видела.

В отечественной психологии Л.В. Крушинский описывает подобный феномен, называя его одним из эмпирических законов мышления — “закон неисчезаемости”. Сформулировать этот закон можно примерно так: “Если что-то есть, оно есть. Если я его не вижу, что-то его скрыло от меня, я могу поискать и найду, если, конечно, никто не забрал и не съел это, пока я не видел”. Крушинский и его коллеги и ученики изучали становление эмпирических законов, в частности, закона неисчезаемости у животных.

Осознание постоянства предметов крайне важно для выживания человека. Без уверенности в неисчезаемости объектов, мы не могли бы ничего планировать, ничего помнить о прошлом. Без этой способности мы даже не могли бы сказать, есть ли у нас дома интернет:)

По мнению Пиаже, концепция постоянства предметов не присуща нам от рождения. Понимание ребенком того, что предметы существуют независимо от нашего восприятия, развивается со временем, и обычно полностью проявляется только к полутора годам, хотя зачатки его возникают еще раньше — в восемь-девять месяцев.

Эксперименты, предложенные Пиаже, показывали, что дети до определенного возраста реагируют так, словно пропавший из поля зрения объект перестал существовать. Например, Пиаже брал игрушечного резинового утенка и накрывал его носовым платком. Если ребенок не мог понять, куда девалась игрушка, Пиаже приподнимал платок, чтобы тот увидел хвостик утенка, и т. д. Если дети Пиаже не могли отыскать утенка, он считал, что у них еще недостаточно развито восприятие постоянства предметов. Согласно результатам опытов Пиаже, дети младше 9 месяцев не пытались отыскать спрятанный предмет, потому что еще не понимали, что, во-первых, предметы существуют сами по себе, а, во-вторых, что они продолжают существовать и тогда, когда становятся недоступны для восприятия. Девять месяцев считались решающим периодом, поскольку именно в это время дети начинали искать предметы, недоступные взгляду.

Однако более поздние исследования критиковали саму постановку эксперимента, предполагая, что эксперимент слишком сложен – -требует не только знания о существовании предмета после того, как он скрылся из виду, но и соотношения цели и средства (чтобы увидеть предмет, найти его — цель, надо снять платочек — средство). Поэтому под сомнение ставился и возраст возникновения этой способности. В следующий раз мы поговорим об экспериментах Рене Байержо и ее выводах о когнитивных способностях младенцев.

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *