Previous Article Next Article С днём рождения, Мэри!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
С днём рождения, Мэри! Опубликовано 01.12.2015
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Сегодня, 1 декабря, день рождения Мэри Эйнсворт (Mary Dinsmore Salter эйнсвортAinsworth)

Мэри Эйнсворт  – одно из главных имён в психологической теории развития ребёнка, известной как теория привязанности.

Именно её исследованиям мы обязаны появлением таких понятий как «надёжная привязанность», «надёжная база», «тревожная привязанность», и экспериментальных доказательств их существования, и описанием проявлений.

К сожалению, общественности и даже специалистам лучше известны имена мужчин-авторов теории привязанности. Нередко можно встретить тексты, где теория привязанности называется «теорией Джона Боулби» (в целом правильно), а далее в тексте описываются эксперименты и раскрываются термины, введенные Мэри Эйнсворт, но её имя даже не упоминается. Да что говорить, в русской википедии даже нет статьи, посвященной Мэри Эйнсворт, хотя соответствующие статьи о Джоне Боулби и Гордоне Ньюфелде очень подробны. Сам Джон Боулби (Bowlby, 1988) отмечает, что именно Эйнсворт сделала открытие младенческого поведения, связанного с надежной отправной точкой.

Поэтому сегодня я расскажу об экспериментах и выводах замечательной психологини, настолько повлиявшей на развитие психологии развития и возрастной психологии, что Обзор общей психологии 2002 года назвал Мэри Эйнсворт одним из ста наиболее цитируемых психологов 20-го века (97 место).

Именно она придумала и провела знаменитый тест «Незнакомая ситуация» ставший самым изящным и точным инструментом оценки привязанности, и описала основные три типа привязанности, ответив на вопрос, почему дети по-разному переносят разлуку с мамой

Незнакомая ситуация — тест,  который проводится с детьми 12 месяцев от роду. Видео и комментарии уже были в наших записях.

В знаменитых экспериментах Мэри Эйнсворт показала, что большинство детей в семьях имеют здоровую привязанность к  матери (опекуну), что позволяет им использовать маму как надежную базу своих самостоятельных исследований, но сохранять любовь и стремление быть вместе. Это первый тип привязанности, который Эйнсворт назвала надежная, уверенная привязанность.

Два других типа: амбивалентная (тревожно-требовательная) и избегающая (тревожно-избегающая), встречается гораздо реже (согласно множеству кросскультурных исследований, и только отечественные авторы указывали, что среди годовалых детей в экспериментах, проведенных в 90-е годы оказалось около половины с тревожно требовательной привязанностью)

Тревожно-требовательный ребёнок хочет, чтобы мать была поблизости — желание, которое сильно возрастало в Незнакомой ситуации. Эти малыши очень расстраивались, когда мать покидала игровую комнату, и настойчиво пытались восстановить контакт с ней, когда она возвращалась, хотя при этом также изливает на нее свой гнев. Амбивалентный паттерн иногда называют «сопротивлением», поскольку дети не только отчаянно добиваются контакта, но и сопротивляются ему.

Избегающие дети кажутся равнодушными к приходу и уходу их матерей, даже вплоть до пренебрежения ими в момент воссоединения, которые выглядели чрезвычайно независимыми, оказались довольно неуверенными у себя дома. Они плакали и проявляли больше горя при разлучении, чем дети с надежной привязанностью. Эйнсворт заметила, что в “Незнакомой ситуации” эти избегающие годовалые дети вели себя как дети более старшего возраста, которые пережили длительную сепарацию, и возвращаются домой и игнорируют своих матерей. Такая избегающая реакция говорила о том, что и младенцы, и дети более старшего возраста использовали одну и ту же защитную реакцию.

Благодаря исследованиям Мэри Эйнсворт, Джона Боулби и их последователей в психологию  и воспитание пришло следующее понимание влияния привязанности младенца к матери и механизмов ее становления:

  1. Качества привязанности являются долговременными и позволяют предсказывать чувство уверенности ребенка, в частности, при его поступлении в школу.
  2. Тип привязанности может быть предсказан, исходя из качества и синхронности ранних взаимодействий между ребенком и его матерью (Isabella, Belsky, Von Eye, 1989).
  3.   Типология ранних взаимодействий может быть изменена при психологическом консультировании матери.
  4. Эти замечания позволяют выделить определенное постоянство между моделью привязанности матери и типом привязанности, который формируется у ее ребенка. Тип привязанности, характерный для семьи, став стабильным, будет передан следующим поколениям.

Обращаясь к феминистическому движению, Мэри Эйнсворт признавала, что ее работа может быть истолкована как обоснование патриархального требования матерям оставаться дома со своими детьми в первые годы. В то же время, подчеркивая важность надежной связи и привязанности между младенцем и матерью и ухода, и указания на факт, что простое присутствие матери может быть способом обеспечения надежной привязанности, она не отрицает, что для формирования привязанности возможны и альтернативные механизмы. Мэри писала (Ainsworth, 1983, стр. 216):

Если бы я сама имела детей, которых я тщетно жаждала, я хотела бы верить, что я смогу найти удовлетворительную комбинацию материнства и научной карьеры, но я не верю, что есть какие-либо универсальные, легкие, готовые решение этой проблемы

 

 

Поделитесь знанием с друзьями!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.