Как прощаться с ребёнком и помогать пережить разлуку с мамой

Только мама за порог, а ребёнок в крик: «Не уходи, мама!!! Ааааа!». И слёзы градом…

неуходиЭта картина потом преследует маму в течение долгого времени, пока она не вернется за ребёнком (в детский сад, к бабушке, к няне), и с каждым разом маме труднее решиться лишний раз пойти куда-то, и всё больше растет раздражение на «приставучего» ребёнка.

Давайте посмотрим, как облегчить ребёнку и маме момент прощания.

 

Почему маме так трудно даётся прощание с малышом?

У детей все эмоции яркие, даже можно сказать грандиозные. Если грусть, то неизбывное несчастье, если радость, то запредельный восторг. Это особенность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Чем меньше ребёнок, тем ярче его эмоции.

Взрослые наделяют слёзы более трагическим смыслом, чем следует. Примеряя к себе, взрослый понимает, что плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли.

Слёзы ребёнка как правило — один из способов «рассказать» о том, что его беспокоит, снять напряжение, обезболить сложную ситуацию. То есть слёзы помогают ребёнку пережить беспокойство полегче и рассказать о своём беспокойстве, попросить о помощи.

Мама же может начать чувствовать себя виноватой, ведь если бы она сама расплакалась так сильно, это означало бы что другой человек причинил ей действительно серьезный вред.

Чего хочет мама?

  • обеспечить безопасность ребёнка в своё отсутствие;
  • не опоздать туда, куда идет;
  • оставить ребенка в хорошем настроении(или хотя бы, чтобы долго не плакал);
  • вернувшись, увидеть радость встречи в глазах ребёнка.

Почему ребёнку так трудно дается прощание с мамой?

У ребенка ещё нет взрослого понимания времени, для него есть абсолютная власть настоящего момента. Если мама вышла на 5 минут — это почти вечность, потому что ребенок ещё не ориентируется во времени как взрослый и не чувствует бег времени. Ребёнок может бояться, что мама ушла «навсегда».

К тому же прощаться с любимым человеком – грустно. Грусть и тревога – обязательная часть осознания ребёнком своей отдельности, того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он ничего не знает.

Чего хочет ребёнок:

  • знать, куда уходит мама;
  • знать, когда она придет, и что она точно вернётся;
  • быть уверенным, что остается с надежным заботливым человеком;
  • быть уверенным, что остается в безопасности

Что сделать, чтобы удовлетворить основные потребности и мамы и ребёнка:

  • Оставляйте ребёнка только с теми людьми, которым душевно доверяете, считаете их достаточно заботливыми и ответственными, чтобы они сохранили жизнь и здоровье ребёнка, тогда мамина уверенность и доверие передается ребёнку, и он чувствует себя в безопасности;
  • Чтобы не опаздывать и не нервничать в условиях цейтнота соберитесь на 5-10 минут раньше необходимого времени. Больше нескольких минут не надо выделять на прощание, иначе это станет самостоятельным, неоправданно значительным событием и «съест» слишком много маминых сил.
  • Объясните ребёнку простыми словами, куда и зачем вы идете (например: «Я иду на работу печатать на компьютере», «Я иду в кафе с тетей Ирой пить чай», «Я иду в магазин покупать тебе творожок»). Говорите спокойным тоном, передавайте ребёнку уверенность в том,что идете вы в нестрашное место, где вам не будет плохо и ему (ребёнку) не стоит за вас волноваться.
  • Скажите точное время, когда вы вернетесь. Лучше не просто сообщить время по часам, или даже необязательно привязывать ваше возвращение к определенному часу. Скажите ребёнку после каких режимных моментов, ему ждать вашего возвращения: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Оставляя ребенка в детском саду первое время давайте материальные «гарантии» вашего возвращения. Например: «Вот тебе ключ от двери в подъезде, я приду за тобой и мы вместе пойдем домой. Ты приложишь «таблеточку» и мы сможем попасть домой. Без тебя мне никак не открыть дверь…» или оставьте записку с точным временем возвращения, и не важно, что ребёнок не умеет ещё читать, письменный договор, сама записка в кармашке будет служить напоминанием о скорой встрече с мамой.
  • Расскажите ребёнку, с кем он останется, и что будет делать: «Ты останешься с Татьяной Львовной и детками. Вы поиграете, потом оденетесь на улицу, потом погуляете, потом вернетесь в группу, снимите курточки, покушаете, и будете меня встречать»

Не стоит «покупать» ребёнка: «Ты останешься с бабушкой, а я тебе куплю за это машинку». В то же время, если ребёнок сам попросит у вас что-то ему принести, по возможности сделайте это. Если просьба за гранью ваших возможностей, сразу скажите об этом, но не осуждайте самого желания: «Нет щеночка я не могу принести, это весело иметь собаку, но у нас дома ее негде поселить, и ходящую-говорящую куклу тоже…»712165_s-pustyimi-rukami-nelzya_demotivators_to

Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу или гостинчик. Многие дети с удовольствием едят даже кусочки обычного хлеба, которые пережили «путешествие» на мамину работу в составе бутерброда – т. н. «лисичкин хлеб». Маленький подарок (даже если это будет осенний красивый листик) поможет ребёнку почувствовать, что где-то далеко от него вы о нём думаете и готовитесь к встрече.

фотоНаталья Гусева, кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

[booking type=1 form_type=’standard’ nummonths=1]

Поделитесь знанием с друзьями!