Сегодня 30 марта – день рождения великой психологини, одной из основательниц детского психоанализа – Мэлани Кляйн. Её имя, наряду с именем Анны Фрейд, стоит в основании детской психологии вообще.
Наиболее известная работа М. Кляйн называется «Зависть и благодарность». Именно об этой работе сегодня с благодарностью я и хочу вспомнить и рассказать. Работа написана для специалистов, язык Мелани Кляйн не самый легкий, много специфических терминов. Я не возьму на себя смелость полного пересказа, скорее обозначу некоторые принципиально важные для меня идеи и позволю себе порассуждать над текстом вместе с вами.
Как и многие ранние аналитики, Кляйн изучает и описывает психику младенца, чтобы лучше понимать взрослого пациента.
Она пишет:
«… Сложность полностью развившейся личности можно попять, только если заглянуть в психику младенца и проследить ее развитие в дальнейшей жизни. Таким образом, анализ проделывает путь от взрослого к младенцу и через промежуточные стадии обратно к взрослому…»
Что самое важное для развития личности в младенческом возрасте?
С точки зрения Мелани Кляйн, – это отношение ребёнка и матери.
Точнее ребёнок пока не воспринимает мать как целостную отдельную личность:), а фрагментирует её:
Есть материнская грудь (или рожок с детским питанием, который в маминых руках и объятьях эту грудь заменяет), которая ощущается младенцем не только как источник питания, но и «в более глубоком смысле, самой жизни…».
Эта грудь может быть «хорошей» – то есть дающей удовлетворение, успокоение и безопасность. А может быть с точки зрения ребёнка «плохой» – не дающей удовлетворения и безопасности, с точки зрения ребёнка «оставляющей молоко и любовь себе».
подробнее о факторах, влияющих на развитие отношений с матерью, формирование собственной «хорошести», про зависть и благодарность в теории Мелани Кляйн читайте здесь