Анна Фрейд: линия развития ребёнка от смеси любви и сосания к рациональному питанию
Анна Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965).
Основная линия развития — это последовательность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от материнской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.
Анна Фрейд описала следующие линии развития:
- «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям».
- Линии, приводящие к телесной независимости, например: «от сосания к рациональному питанию».
- «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
- «От тела к игрушке, и от игры к работе».
Приведем пример развития по линии «От сосания к рациональному питанию».
Фазы этого пути выглядят следующим образом.
1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки (по часам или по требованию) с обычными трудностями кормления, вызванными перепадами аппетита и пищеварительными расстройствами, а также тревогой матери относительно кормления.
Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужная отсрочка пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые нарушения в позитивном отношении к еде.
2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.
В случае, если отлучение инициировано матерью, особенно если это начинается в раннем возрасте ребёнка и протекает в сжатые сроки, протест малыша против лишения груди искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать также с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.
3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов или без них, «пища» и «мама» все еще ассоциируется друг с другом.
Приём пищи может становиться полем битвы, на котором могут происходить сражения, связанные с трудностями материнско-детских отношений.
4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с матерью о количестве съедаемого сменяются вопросами манер поведения за столом.
Также в этой фазе может возникать тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю удовольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) и вновь приобретенное отвращения.
5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдиповой фазе (3-5 лет).
Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь могут быть обусловлены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности через рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных родов (страх приема пищи и ее выхода).
6. Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с сохранением или даже увеличением удовольствия от еды.
Увеличение рациональных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в формировании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, предпочтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.
Из этой линии вытекают следующие следствия:
1. Реакции ребенка на изменения второй фазы (отлучение от еды и введение новых вкусов и консистенций) впервые отражает либо его стремление к продвижению вперед и склонность к приключениям (в случае если с удовольствием принимается новый опыт), либо цепляние к уже существующим удовольствиям (когда каждое изменение переживается как угроза и лишение). В зависимости от преобладания той или иной установки в процессе принятия пищи это распространится и на другие области развития.
Осторожный в пище ребёнок чаще всего будет большим консерватором ив остальных вопросах. Надо помнить в то же время, что все дети консерваторы (больше, чем взрослые привыкли думать)
2. Равенство еда=мать, которое сохраняется в восприятии ребенка в течение первых четырёх фаз, представляет собой рациональную основу для уверенности матери, что каждый отказ ребенка от пищи нацелен лично на нее, то есть выражает отвержение ребенком ее материнской заботы.
Эта уверенность лежит в основе сражений по поводу пищи со стороны матери.
Это также объясняет, почему в этих фазах с отказом от еды или стойкими капризами может легче справиться временно замещающий мать чужой человек.
Это также объясняет, почему травматическое отделение от матери часто сопровождается отказом от пищи (отвержение материнской замены), либо же жадностью и перееданием (еда воспринимается как заместитель материнской любви).
После 6-й фазы процесс принятия пищи становится собственной заботой зрелой личности. Прежнее сражение с матерью по поводу еды иногда заменяется внутренним рассогласованием — между сознательным желанием есть и бессознательно принятой установкой о невыносимости какой-либо пищи, то есть различными пищевыми неврозами и нарушениями пищеварения.
Вообще, трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, напрямую связываются психоаналитиками с ранними отношениями с матерью. Однако в более позднем возрасте эти проблемы становятся внутренним конфликтом (например, булимия или анорексия).
В статье использован материал из книги Э.Г. Эйдемиллера «Детская психиатрия»