Previous Article Next Article Как поддержать уверенность у подростка
Опубликовано в про подростков про успех

Как поддержать уверенность у подростка

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Как поддержать уверенность у подростка Опубликовано 31.03.2016
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Быть подростком очень трудно. Труднее, пожалуй, только ответственным и чутким родителем подростка.

И ответственных и чутких родителей волнует не только: «Чтоб не стал наркоманом», «Чтоб слушался», «Чтоб уроки делал_а», «Чтоб убрался в комнате», но и тонкие движения юной души. Родители беспокоятся, что их сын или дочь «слишком неуверены в себе».

Так то, нормально, когда подростки неуверены в себе. Точнее на качелях — от абсолютной убежденности в собственной крутости и непогрешимости до самоуничижения.  Но от этого не легче.

Родители очень стараются подбадривать, поддерживать, помогать своему будущему лебедю выглядеть и чувствовать лучше, и впадают в растерянность — не понятно же, что такое сделать волшебное, чтобы подросток почувствовал себя стабильнее, спокойнее и увереннее в своих силах.

Есть у меня один рецептик:)

Родитель точно может помочь, если будет замечать проявления и старания своего подростка (желательно без оценки).

Вы точно умели это делать, когда ребёнок был совсем маленьким. Надо просто вспомнить. Ну, помните:  ваш_а малыш_ка может быть даже случайно произнес_ла какой-то слог, похожий на слово. У обычных хороших родителей это непроизвольно это вызывает реакцию радостного внимания: «Да, ма, мой хороший. Это мама» или «Смотри-смотри, он сказал — баба»

Всё. В этой ситуации социальное зеркало, достаточное для развития уверенности в своих силах у меня ребёнком, получено. Можно с опорой на эту реакцию родителей и дальше проявлять свою активность, развивать свою уверенность.

Подростки  —  существа, перегруженные не только оценкой своих действий со стороны взрослых, но и ожиданиями-обесцениваниями. Что я имею в виду под обесцениванием? — Ну, например: «Это ты хорошо помыл посуду, НО (следующая часть фразы перечеркивает предыдущую) сковородку забыл! Надо мыть сковородку тоже»

Что можно сделать:

-замечать усилия вашего подростка (даже если результат никого не устраивает);

-замечать кусочки сделанного, даже если этого сделанного немного;

-во время приступов самоуничижения у вашего подростка припоминать ситуации, когда он_а проявил_а те качества, об отсутствии которых убивается;

Например: «Я  — тупой» , — говорит подросток, у которого не получается домашнее задание по математике

Мягко и спокойно можно ответить: «Я не согласна, ты  — смышленый человек.» И привести конкретные примеры: «… Помнишь, как несколько дней назад тебе одноклассник звонил, и ты объяснял, как решить задачу. А в магазине ты заметил, что продукты по акции на самом деле не дешевле тех, что на соседней полке, и быстро сосчитал разницу в цене…»

Поделитесь знанием с друзьями!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.