Previous Article Next Article Страх перед чужими. Как же идти в детский сад
Опубликовано в детский сад про актуальное про детей

Страх перед чужими. Как же идти в детский сад

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Страх перед чужими. Как же идти в детский сад Опубликовано 18.09.2016
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Мне иногда пишут мамы свои вопросы. С их позволения, убрав все биографические данные и изменив некоторые несущественные детали, я публикую эти вопросы и мои ответы. вот например:

Моя дочь (ей сейчас год и десять месяцев) стала жуткой трусихой. Где-где самостоятельная такая, но как пойдем по улице, или покупаем что-то в магазине, так только кто-нибудь просто посмотрит в её сторону — бежит ко мне, просится на руки или утыкается в колени и чуть не плачет. А уж, не дай Бог, кто с ней заговорит! Исключение только маме, папе и бабушке. Мы уже ей объясняли, что тети и дяди не страшные совсем, но толку нет.

Собирались отдать ее в ясли, а теперь и не знаю, как она воспитателей-то к себе подпустит. Нужно ли с этим что-то делать или само пройдет?

Отвечает к.психологических наук, гештальт-терапевт Гусева Н. А.:

Что делать и пройдет ли само? Отвечу так: пройдет само, если создать для этого условия (ничего слишком сложного или необычного, хотя временами это может быть немного утомительно):

Будьте доступны. Вас естественным образом может ставить в тупик такая двойственность в поведении ребенка: с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а, с другой — настойчивые требования, чтобы мама была постоянно рядом, страх перед внешним миром. То она «самостоятельная такая», то просится на руки или утыкается в колени и чуть не плачет. Это трудное время для вас, сочувствую.

Эти эмоциональные «качели» – во многом особенность возраста: Только начавший ходить ребёнок «влюблен» в мир, стремится познавать, невзирая на падения, не расстраивается из-за синяков и шишек, а на маму порой и не смотрит – смело шагает вперёд к новому и интересному, такой «самостоятельный». А в возрасте от полутора до двух примерно лет дети уже накапливают опыт познания мира (и не только позитивный) – котик оказывается не только мягкий и пушистый, но и царапается, со ступенек можно больно упасть, а о чашку с чаем обжечься. Маме важно остаться эмоционально доступной, чтобы ребенок мог к Вам обратиться с любой нуждой. То есть оставайтесь такой, какая Вы есть! (если бы Вы не были доступны, дочка не просилась бы на руки, когда ей страшно). Мама в этом возрасте – тихая гавань, «док-станция» для подзарядки, гарантия безопасности и стабильности.

Плюс к этому в возрасте чуть младше двух лет дети осознают свою отдельность от родителей и свое невсемогущество, встречается с тем, что родители отдельные люди со своими личными интересами. Ребёнку приходится постепенно и не без страданий отказываться от иллюзии своего величия и влияния на них. Это иногда проявляется в «цеплючести» ребёнка, и в обострении ощущения «есть свои и есть чужие». Обострение реакции на чужих — абсолютная норма в возрасте от 15 до 24 месяцев, не все дети плачут или «пугаются», иногда со стороны это выглядит как смущение, но независимо от силы реакции в ее основе – появившиеся новые мыслительные способности и «тревога отделения от матери».

Мягко направляйте к самостоятельности. Точнее продолжайте это делать. Самый естественный способ снизить тревогу дочери перед незнакомцами и укрепить ее самостоятельность — это общение со сверстниками. Обычно с другими малышами дети более раскрепощены, чем со взрослыми. А общаясь с детьми на площадке, исподволь привыкают к чужим взрослым (родителям других детей).

Вместо уговоров будьте сами уверены и спокойны. Дети в возрасте до трех лет еще не слишком прислушиваются к словесным аргументам родителей. Это особенность возраста. Зато прекрасно распознают малейшие нюансы тона голоса, чувств, которые родители закладывают в свою речь. В этом случае объяснения, что «тети и дяди — не страшные» не помогают. В худшем случае, по раздраженному тону родителя ребенок может решить, что родитель ИМ не доволен и встревожится еще больше, в лучшем просто пропустит мимо ушей. Вместо объяснений просто будьте уверены и спокойны сами. Все Ваше поведение должно показывать, что все в порядке, ничего страшного не происходит. Раз мама в панике не бежит от страшного дяди, а, наоборот, рядом с ним чувствует себя спокойно, и даже может с ним доброжелательно заговорить, ребенок понимает, что все спокойно и бояться нечего. Со временем страх перед незнакомцами пройдет. Если и дальше Ваша дочка не перестанет избегать общения с некоторыми малознакомыми людьми, это будет говорить не о застенчивости или страхе, а просто об избирательности в общении. Ведь и взрослый человек не со всяким захочет общаться. Право отказаться от общения есть и Вашей дочери.

Будьте рядом. Для Вашей дочери (в ее возрасте) многолюдное общество может казаться пугающим. Не стоит присоединяться к большой компании, особенно малознакомой, оставляя ребенка в одиночестве. Предложите дочери руку, и держите до тех пор, пока она не отпустит сама.

Теперь то, что касается детского сада. Пока Ваша дочь противостоит удару, связанному с осознанием своей отделенности от матери, пока сильна тревога в обществе незнакомцев, поступление в детский сад будет слишком сильным стрессом. Обычно дети переживают этот кризис и становятся более спокойными в два-два с половиной года. Вы — внимательная мама и сами поймете, когда Ваш ребенок будет эмоционально готов к саду.

В любом случае, детей раннего возраста (в 2–3 года) лучше не отдавать сразу на полный день без мамы, и первые недели ходить в садик вместе. Вдумчиво и тщательно подготовьте дочку к тому, что она пойдет в садик. А в первые недели будьте рядом, постепенно увеличивая время ее самостоятельного пребывания в саду без вас.

Удачи Вам и терпения!

Поделитесь знанием с друзьями!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.