Previous Article Next Article средство от “сглаза”
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
средство от “сглаза” Опубликовано 29.02.2016А что Вы думаете?
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Есть ли среди вас, дорогие читательницы и читатели, те, кто ни разу не слышал про угрозу «сглаза» для наших малышей? Мне не повезло. Я слышала страшилки и предостережения много-много-много раз.

Вот, что я слышала:
«Нельзя показывать малыша до…» (далее разные возрастные рамки – от недели до года, в зависимости от убеждений говорящего)
«Нельзя хвалить ребёнка или называть его/ее хорошие качества вслух»
«Нельзя фиксировать вслух благополучное состояние (хороший сон, аппетит, развитие)»
«Нельзя слишком красиво одевать ребёнка или иметь слишком привлекательную коляску, чтобы не вызывать зависть и «сглаз»»
«Нежелательно вообще появляться с ребёнком в общественных местах, кроме специальных «детских» – детского сада, площадки, поликлиники, но и в них надо «беречься», потому что «глаз у людей разный»»
«Ребёнок капризничает после прогулки/поликлиники/общественного транспорта/гостей? Это кто-то не так на него посмотрел… Умой его святой водой/приколи булавку/прочти молитву «от сглаза» (нужное подчеркнуть)…»

Мне кажется, страх, что твое благополучие кто-то заметит – во многом связан с историей нашей страны, с тем, что нет семьи, где кто-нибудь из родственников не был изгнан из собственного дома (как какой-нибудь «кулак» или «зажиточный»), не был пуган или не встретился с негативными социальными последствиями за то, что «отрывается от коллектива», или не слышал угроз (уже в 90-е) от рэкетиров и намеков на то, что можно «встретиться с бандитами».

Угроза жизни, здоровью и собственности настолько стала культурным кодом, что любое внимание изначально рассматривается как внимание негативное, опасное, завистливое.

Все мы – травматики, дети и внуки травмированных многажды людей: в революцию, две мировые войны и еще более страшную для психики гражданскую, послевоенные восстановления страны, а потом и в перестройку, и в беспредел 90-х.

С другой стороны, это наслаивается на архаическое магическое сознание, которое не делает разницы между мыслью/желанием/чувством и действием, и инфантильным всемогущественным влиянием на других людей (иногда спроецированным на других – власть, людей с «дурным глазом», СМИ, иммигрантов, вражеских агентов и т. д., нужное подчеркнуть).

Я не хочу сказать, что мир – исключительно безопасное место. Но я хочу подчеркнуть, что агрессия содержится в озвученной угрозе «сглаза». Агрессия, замаскированная под заботу. И даже понимая и уважая психические причины такого агрессивного поведения, очень не хочется с этой вечной агрессией мириться, подстраиваться под этот культурный код, а значит, продолжать его, передавать следующим поколениям. Я не хочу, чтобы мои дочери боялись «сглаза», я не хочу, чтобы мои дочери были ущемлены в своем материнстве, потому что были бы вынуждены прятать своих детей, бояться хороших слов от других людей, подозревали в каждой улыбке и восхищенных словах угрозу.

Не знаю, как вы, а я из-за всякого этого «сглаза» чувствую себя обделенной. Обделенной возможностью насладиться позитивным вниманием к моему материнству, восхищением и радостью от людей, которые общаются с моим ребёнком. Обделенной возможность спокойно выразить эту радость, восхищение и позитивное внимание к чужим малышам, без внутреннего сжатия: «А ну как меня заподозрят в «дурном глазе»?». Обделенной в смысле спокойного разделения благополучия другого человека, без того, чтобы стучать, плевать и совершать прочие странные магические ритуалы.

В то же время, это очень проникающая идея и фон, от которого трудно отстроиться. Тем, кто искренне верит в магическое воздействие, обычно даже легче: у них есть арсенал магических же противодействий: от булавки до молитвы. Поскольку я боюсь раскрывшейся булавки на чепчике больше гипотетического энергетического влияния чужой недоброй мысли, а в моем излишне линейно устроенном мышлении никак не могут состыковаться вера «в сглаз» и вера в Бога, мне эти средства не подходят. Кроме того, я не могу назвать себя религиозным или истинно верующим человеком. Так что у меня долгое время не было средства от агрессивного культурного фона про «сглаз» и прочие магические влияния. При этом, как всегда бывает с культурным фоном, я не могла чувствовать себя полностью свободной от его власти.

Коллега подарила мне очень подошедшую мне идею, с радостью делюсь ею с вами. Поскольку мои мучения связаны с тем, что некая идея (в данном случае про «сглаз») имеет неподобающее влияние на мою жизнь и активность, то и средство должно было помочь выстроить здоровую границу, оградить меня от этого останавливающего активность влияния.

Так что этим средством стала фраза: «Я не дам никому такой власти над моей жизнью», произнесенная вслух или про себя с изрядной долей здоровой агрессии:

«Ты говоришь, нельзя показывать ребёнка? Кто-то угрожает мне своими «эзотерическими талантами»? Нет. Я не дам никому власти над моей жизнью, никому не дам власти над моей активностью. Никому не дам такой власти над МОЕЙ жизнью и активностью.»

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *