Previous Article Next Article Зачем мы смотрим драмы и читаем трагические произведения
Опубликовано в про актуальное про взрослых про детей про книги про стыд психологическая самопомощь

Зачем мы смотрим драмы и читаем трагические произведения

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.
Зачем мы смотрим драмы и читаем трагические произведения Опубликовано 27.10.2017
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

 

Детская «классическая» литература в значительной своей массе — это ад и хорор:) Некоторые родители решают вопрос защиты нежной психики (трудно сказать — своей или своих детей) переписыванием конца произведения или замалчиванием всех сцен насилия. Так появляется на свет «серый волк, которого после операции по извлечению Красной шапочки отдали в зоопарк». Некоторые считают, что надо готовить ребёнка к жизни и вообще, как иначе воспитать сострадание и благодарность в детях, которых берегут от суровой реальности чужих страданий? что появляется в этом случае, позвольте, я не буду озвучивать:)

Я лично считаю токсичными только те произведения, которые моралистически передавливают тему стыда и под страхом оказаться «бесчувственным моральным уродом» выдавливают из читателя любого возраста положенную «грусть», замешанную на чувстве вины за собственную благополучную жизнь. И не люблю так называемую «порнографию горя».

Есть ряд безотказных приемов — -«триггеров», которые почти гарантировано спровоцируют в душе читающего праведный гнев, страх или грусть-горевание: смерть, несправедливость, брошенные дети и домашние животные. На мой взгляд такая «тяжелая артиллерия» не способствует воспитанию эмпатии и эмоционального интеллекта. Для развития способности к состраданию нужна внутренняя устойчивость и хорошо бы немного ориентироваться и принимать свой собственный эмоциональный мир. Поэтому я рекомендую другие, более мягкие детские художественные произведения, которые способствуют лучшему пониманию эмоционального мира и которые легко и приятно читать: https://vk.com/topic-82681388_36128261

НО я не считаю и «вредными» сильные чувства от художественных произведений. Просто они не для развития эмпатии. Они на основе эмпатии дают возможность для катарсиса — разрядки эмоционального напряжения.

Расскажу вам одну историю-иллюстрацию:
Было мне лет 10-11. В единственном кинотеатре нашего посёлка крутили индийские фильмы. ВСЕ девочки, кроме меня, ходили на эти фильмы. Не на все подряд, конечно, поэтому основное развлечение по дороге из школы было такое: кто-то из компании девочек пересказывал последний посмотренный фильм со всеми деталями и подробным описанием костюмов.
Дорога, которая на самом деле должна была бы занимать полчаса, растягивалась как раз на время стандартного индийского фильма, то есть часа на три.
Мне было ужасно обидно, что нечего рассказать. После пятого или десятого пересказа, я поняла законы жанра, выучила распространенные имена, фасоны одежды и рискнула. Я стала рассказывать придуманные «индийские фильмы», которые я якобы смотрела. Я имела успех:) Особенно мне удавались трагические сцены вселенской несправедливости. Зал, то есть стайка подружек, рыдал. Рассказчик (то есть я), кстати, тоже. Общий катарсис. Боливуд потерял во мне сценариста:))

Эмоциональная разрядка порой необходима. Люди, которые не могут воспользоваться искусством для такой разрядки, порой вынуждены прибегать к заеданию эмоций, аффективным вспышкам в реальной жизни, и разным зависимостям.
Однако, если вы заметили, что тратите все больше времени и нуждаетесь во всё более жесткой стимуляции для выхода эмоций — это знак, что внутри вашей души происходит что-то, что требует вашего внимания: тревога, неосознанные или не нашедшие выхода чувства, задавленные потребности и неудовлетворительные отношения. Ваша психика посылает вам недвусмысленный знак — займитесь собой, своей жизнью, дайте себе право и возможность чувствовать и хотеть, получить поддержку и заботу. Иногда это проще начать делать в совместной работе с психологом. Буду рада помочь, если решитесь.

Поделитесь знанием с друзьями!
Кандидат психологических наук, практикующий психолог.