Быть или не быть садику? Возможности детского сада

Когда ребенку скоро 5, а пока 2, часто его  маму волнуют вопросы: быть или не быть детскому саду в жизни ее чада,  и как быть…

По моему опыту, часто мама формулирует этот вопрос, сосредоточиваясь на негативных сторонах этого выбора. И в сад не хочется? и дома невозможно…

Известный психолог Курт Левин рассматривал разные типы конфликта желаний и потребностей и пришел к выводу, что самым тяжелым для психики и самым тревожным является выбор из двух зол. А чтобы не раниться в этой ситуации, надо поменять минус на плюс. Конечно, не в смысле свести себя с ума и начать думать, что что-то плохое на самом деле хорошее. А в смысле  увидеть реальные возможности, которые предоставляет каждая альтернатива.

Поскольку выбор обычно делает мама, которая уже сидит дома с ребенком, возможности сохранения и развития статус-кво ей обычно хорошо известны. А детский сад для мамы — это такой кот в мешке, неизвестно, чем хорошим может обернуться.

Я опишу некоторые возможности, которые предоставляет любой детский сад. Я не утверждаю,что садик — единственный способ этими возможностями воспользоваться. Но сад тоже дает эти блага.

Противники и сторонники посещения детского сада  в своих крайних формах мне иногда представляются как такие спорщики о витаминах в том или ином фрукте. Скажем честно, детский сад — отнюдь, не маракуйя (плод-наслаждение) и не ягоды годжи. Скорее уж морковка. Но, если маракуйя и вкусна и насыщена витаминами, и вообще вы больше любите маракуйю, это никак не влияет на содержание витаминов в моркови. В моркови они тоже есть.

Так что, конечно, есть и другие альтернативы садику, садик — не единственное решение, но  и сад предоставляет определенные блага, про которые стоит помнить. Возможно, в вашей семье, в вашей ситуации отдать ребенка в сад — оптимальное решение, а может быть вы найдете другое решение.

Вот семь возможностей и потенциальных благ, которые предоставляет любой детский сад ребёнку:

Возможность первая: Ребёнок может много и разнообразно играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра очень важна для развития ребенка, даже в самом простом и непритязательном садике дети обязательно играют. В комнате много подходящих игрушек, богатый выбор товарищей по играм. Ребенку не обязательно ходить именно в детский сад, но и детский сад предоставляет такую возможность. Конечно, дети нуждаются в сверстниках с определенного возраста. Таким образом, ребенок старше 3 лет получит больше пользы от садика, чем ребенок полутора лет

Возможность вторая: Дети нуждаются в предсказуемой безопасности окружения, и режим и распорядок жизни в саду после привыкания к нему будут для ребенка основанием для безопасной предсказуемости мира. Некоторые программы больше уделяют внимание этому аспекту. Например, в вальдорфской программе – есть ритуалы-хороводы. Воспитатели любого  садика знают или чувствуют эту потребность и придумывают ритуалы для своей группы, облегчающие режимные моменты

Возможность третья: Интеллектуальное развитие. Речь не о развивающих занятиях, хотя программа любого сада предполагает занятия по подготовке к школе (чтение, математика, окружающий мир, рисование, апликации и т. д.) речь о том, что кооперация со сверстниками – условие для развития качественно новой способности, в частности, преодоление эффектов Пиаже.

Возможность четвертая: Развитие самостоятельности и признание этой самостоятельности от других людей. Дома ребенку может быть предоставлена самостоятельность в бытовых ситуациях, и внимательные родители, бабушки и дедушки могут эту самостоятельность замечать, давая ребенку необходимое «зеркало». Но эта возможность (и даже необходимость) есть и в саду: воспитатель и нянечка призывают детей проявлять бытовую самостоятельность: убирать за собой посуду, одеваться, снимать одежду и складывать ее на стульчик и т. д. И поощряют её проявления: в лучшем случае в форме похвалы: «Вот какой молодец, убрал за собой тарелку» В худшем – в виде негативных замечаний неубравшим, и тогда все, кто справился, обязательно потребуют свою порцию похвалы.

Возможность пятая: Наработка вторичного иммунитета. Разумеется, переболеть инфекциями и наработать вторичный иммунитет ребенок может и без садика, например, при поступлении в школу.

Возможность шестая: Подражание другим и чувство единения с другими. Если ребенок дома не общается постоянно со сверстниками или детьми чуть старше или чуть младше, то такой ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Это сравнение всегда не в пользу ребенка, такому ребенку труднее адекватно оценивать свои сильные стороны и реальные возможности.

Возможность седьмая: Ребенок может получить от взрослых признание своего вклада в семью. Взрослые ходят на работу и приносят домой деньги, покупают продукты, вещи и игрушки. Взрослые нуждаются в собственном времени, чтобы реализовать свои потребности, не связанные с семьей, и возвращаются в семью, принося хорошее настроение, физические силы, творческие идеи. Ребенок ходит в сад и дает взрослым возможность в это время заниматься разными нужными делами. Это вклад ребенка в семейный «энергетический бюджет». Этот вклад обычно без специальной подготовки признается разными взрослыми – в семье и за её пределами. Даже бабушки у подъезда дают кусочки признания в форме: «Ты уже такой большой(большая) ходишь в садик, маме помогаешь» У ребенка, как у любого человека есть не только потребность получать (любовь, внимание, разные блага), но и отдавать-делиться (ребенок может делиться не только своей любовью, поделками, идеями с родителями, но и дарить им немного времени, занимаясь чем-то вне семьи, приносить домой приобретения дня в садике – выученные стихи, сделанные поделки, новые бытовые навыки.

В каждой ситуации, в каждой семье  те или иные возможности могут быть актуальными или менее значимыми.

Если будет принято решение отдать ребенка в сад, вернитесь к этому списку возможностей. Опора на возможности детского сада, важные именно для вашей семьи, станут основой для стабильности и источником сил, особенно в сложные периоды адаптации, когда назойливые мухи сомнений особенно злы.

фотоНаталья Гусева, кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

[booking type=1 form_type=’standard’ nummonths=1]

Поделитесь знанием с друзьями!