Осваиваем территорию детского сада

Трудность – новое место, слишком большое незнакомое пространство, от которого неизвестно чего ожидать

Что делать? Как преодолеть трудность?

Знакомимся с детским садом маленькими порциями. Лучше начинать это заранее (за несколько недель и даже месяцев до похода в сад), но при необходимости можно совмещать первые дни в саду с освоением территории с помощью родителей.

1. Знакомимся с площадками

У детского сада как правило своя территория с площадками для прогулок групп. Эта территория слишком большая для ребенка. Большие пространства могут пугать или вызывать тревогу, растерянность. С другой стороны, если территория будет освоена, если в ней появятся островки безопасности и интереса, это будут своего рода места «подпитки» для ребенка во время острого периода адаптации.

Как помочь ребенку присвоить и сделать безопасной и интересной площадки для прогулок? Учтите некоторые хитрости:

-выбирайте хорошую погоду и хорошее настроение ребенка (и свое, конечно!) для похода в первый раз – первое впечатление очень важно, оно станет основой для отношения ребенка к площадкам и к садику в целом;

-используйте фотографии (вы можете сделать кадры качелей, горок и песочниц заранее, без ребенка), чтобы начать заочное знакомство или заинтриговать ребенка;

-знакомьтесь с территорией детского сада в игре (идеи для игр и некоторые работающие приемы мы приведем ниже);

-знакомьтесь с территорией постепенно, маленькими кусочками, приходите погулять на площадке регулярно;

-следуйте за интересом ребенка (если ему не захочется играть в «запланированную» вами игру на площадке, оставьте планы и вы увидите, что вместе с ребенком вы придумаете игру еще интереснее и эффективнее для знакомства с площадкой).

Варианты игр:

Для детей помладше (2-3 года) подойдут небольшие вылазки, но почаще, лучше каждый или почти каждый день. Уходите с площадки чуть-чуть раньше, чем ребенку надоест на ней играть, каждый раз сожалейте, что нужно уходить, и обещайте вернуться доиграть на следующий день. Дети постарше (4-5 лет) оценят подготовленную длинную игру-приключение, в которой постепенно освоят сразу несколько объектов на площадке (например, как в игре «Карта сокровищ» или «Русское географическое общество»)

Как родитель, Вы много раз помогали Вашему ребенку «захотеть» именно того, что нужно Вам, привлекая его внимание к приятным сторонам событий, создавая нужный настрой. Что Вы обычно делаете в этих случаях? Используйте проверенные приемы из своего арсенала. Мы предложим Вам некоторые идеи и конкретные приемы в помощь в этой ситуации.

Наконец-то детский сад!

За несколько дней начните подготавливать ребенка к первому посещению детского сада, подогревая у него интерес.

Например:

«О, я видела очень интересную горку в детском садике. Эх, не получается с тобой сегодня туда сходить: уже поздно, охранник закрыл ворота. Придется нам с тобой пойти на другую площадку. Ну ничего, в следующий раз сходим!»

Скрытые под кустом сокровища

Возьмите с собой на прогулку в детский сад небольшой интересный камушек или безопасное стеклышко. Если рядом с площадкой группы есть клумба или куст, незаметно положите «сокровище». Предложите ребенку посмотреть, нет ли чего-нибудь интересного под кустом. Можете забрать камушек или стеклышко с собой, если он понравится ребенку. В следующую прогулку можно предложить взять камушек с собой, чтобы он мог «навестить друзей»: куст, травинки, рядом с которыми лежал, цветы с клумбы

Экскурсия для друга

Когда ребенок немного освоится на площадке, возьмите с собой на прогулку игрушку. Эта игрушка «попросилась» (вашим голосом) сходить в интересное место (в детский сад). Пусть ребенок возьмет на себя активную роль экскурсовода, а игрушка восхищается его компетентностью.

Защитник от монстров

Эта игра подойдет более активным и нетревожным детям, из которых так и брызжет энергия. На площадке или с другой стороны забор находим заросли крапивы или другого плотного сорняка и рубим «головы», защищая территорию садика. То, что довелось защищать, пусть даже и в игре, проще присваивать и любить.

Карта сокровищ

Эта игра требует подготовки. Накануне похода с ребенком на площадку, сходите на нее сами, оставьте на площадке интересный предмет (камушек, стеклянный шарик, сундучок с бусинами, старое украшение – например, непарная серёжка). Также понадобится карта с обозначенным путем к кладу. Используйте фотографии объектов для обозначения ключевых точек на карте, особенно если ребенок помладше.

Русское географическое общество

Предложите вашему ребенку попробовать себя в роли картографа. Предварительно ознакомьте ребенка с обозначениями, принятыми на картах. Посмотрите карты местности. Можно для создания настроения посмотреть серию Смешариков «Картография». Возьмите на прогулку лист бумаги и карандаши или фломастеры. Помогите ребенку нанести на лист основные интересные объекты: кусты, дорожки, горку, песочницы… Карту можно потом использовать для создания карты сокровищ или новых квестов.

карта садика
Детская карта территории садика

2. Знакомимся с игровыми комнатами группы

По договоренности с воспитателем приходите в группу тогда, когда там никого из детей уже нет (вечером или до прихода детей утром). Знакомьтесь с комнатой маленькими порциями. Обратите внимание на те уголки, где можно получить хотя бы иллюзию уединения. В некоторых группах ставят палатки или домики, отгораживают отдельные игровые зоны, делают мягкие уголки. Освоение комнаты начинается с экскурсии, лучше всего, если ее проведет воспитатель. Во время экскурсии важно создать уважительное и бережное отношение к игрушкам и предметам в комнате, это поможет ребенку соблюдать важное для любого воспитателя правило – не ломать игрушки и не портить мебель. Обратите внимание также на функциональность зон: где полагается играть с игрушками, куда можно выносить конструктор, а куда уже нельзя, где можно спокойно почитать, куда пойти, если хочется рисовать. Поскольку игровая без детей бывает доступна совсем недолгое время, сделайте фотографии, чтобы использовать их дома для игр, позволяющих психологически присвоить пространство игровой. Игры с фотографиями особенно эффективны с детьми постарше.

Игры для освоения пространства игровой комнаты:

Прятки

Эта традиционная детская игра решает сразу две важные задачи адаптации: учит внимательно и творчески осваивать новое пространство, и переносить разлуку с мамой и одиночество.

Необыкновенные истории обыкновенных вещей

Попросите разрешения у воспитателя сделать фотографии предметов и игрушек в комнате. Не ограничивайтесь общими планами, сделайте фотографии крупным планом нескольких наиболее запоминающихся предметов и игрушек. Дома, рассматривая эти фотографии, предложите ребенку придумать историю этих предметов: как они попали в сад, что видели на своем веку, чем занимаются ночью, когда дети уходят домой. Или расскажите сами маленькие сказки. Эти истории помогут ребенку наделить окружающие его предметы душевностью, сделать «своими»

Что где стоит?

Эта игра на внимательность и память. Вам понадобятся фотографии из игровой. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на фотографии, а потом уже без опоры на изображение рассказать, что где стоит – возьмите фотографию и спрашивайте ребенка, например: «Что стоит рядом со стеллажом с книгами?» Пусть ребенок вспомнит и назовет. Потом проверьте, что ему удалось вспомнить

Найди по цвету

Игра особенно понравится детям, которые активно осваивают названия цветов спектра. Загадывайте цвет, например: «красный». А ребенок находит на фотографиях (или если это возможно в игровой) 5 предметов красного цвета. Потом выбирается новый цвет, или родитель и ребенок меняются ролями. Дети любят не только искать предметы нужного цвета, но и загадывать цвет, а потом проверять. Если ребенок уже уверенно ориентируется в названиях цветов, ему доставит удовольствие, если мама «затруднится» найти предмет нужного цвета или даже «ошибётся». Когда ребёнок запомнит основные предметы в игровой, можно использовать эту игру как «проверку памяти» по дороге в детский сад.

Всё наоборот

Эта игра-фантазия подойдет для детей старше 4 лет, которые уже находят смешным нелепицы. Готов ли ваш ребенок к этой игре? Если ему кажется забавным стихотворение Чуковского «Путаница», то – да. Если его пугает это стихотворение или вызывает растерянность, то – нет. Суть игры в том, что родитель и ребенок по очереди придумывают самые невероятные места для предметов в игровой комнате. Например: «А шкаф висит на потолке» или «Игрушки приклеены к обратной стороне стола». На определенном этапе развития ориентировки и чувства юмора, дети находят очень смешными такие фантазии. Смех хорошо снимает напряжение и тревожность по отношению к новому месту.

Друг, который ждёт в саду

Среди игрушек в игровой комнате ребенку обычно нравится больше всего одна или несколько. Поскольку брать игрушки из сада домой нельзя, то такая игрушка может стать своего рода якорем, закрепляющим ребенка в группе. Вы можете готовить «подарки» и приносить их для нового друга в игровой комнате (бантик для мягкой игрушки, воображаемое топливо для машинки и т. д.). Также вы можете придумывать истории про эту игрушку. Если такой игрушечный «друг» будет найден в игровой, то он на определенном этапе адаптации может сыграть роль «переходного объекта», то есть такого объекта, на который ребенок переносит часть любви к родителям, и общение с которым позволяет легче переживать разлуку с родителями.

Эти и другие игры, которые вы придумаете с вашим ребенком помогут вам привнести в сложный процесс освоения на новом месте элемент творчества и дух приключения.

Если вы придумали удачную игру, помогающую освоиться в пространстве детского сада, поделитесь ей с другими родителями в комментариях:)

фотоНаталья Гусева, кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

[booking type=1 form_type=’standard’ nummonths=1]

Поделитесь знанием с друзьями!