Узнать, что ваш ребенок кусает других детей (и даже взрослых) — это сюрприз не из приятных. Естественная реакция родителей в этой ситуации – растерянность и гнев. Вы спрашиваете: «Что с ним случилось? Что делать?»
Поведение вашего ребенка имеет веские причины. В вашем случае может иметь значение какая-то одна из причин или сразу несколько.
Ребенок переживает сильный стресс
Одни дети в ситуации стресса плачут, замыкаются в себе, начинают болеть, другие — становятся неуправляемо подвижными или агрессивными.
В любом случае изменения в поведении ребенка служат призывом о помощи.
Ребенок выражает свое недовольство
Если человек (не важно большой или маленький) чем-то недоволен, он оказывается в трудной ситуации. Недовольство как кипящая вода из переполненной кастрюли рвётся наружу, и приходится решать, как предъявить свое недовольство миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия и подобрать нужные слова и адекватные поступки. Ребенок ещё не столь искушен в общении, а порой и не в полной мере владеет речью. Если отобрали игрушку, или кто-то отказывается играть с ним, можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания и напасть на обидчика.
Ребенок охраняет «своё»
Ребенок в 2–3 года воспринимает себя как центр мира. Это естественная и нормальная для этого возраста позиция. Из этой позиции естественна идея: «все, что есть вокруг и привлекает меня, должно принадлежать мне безраздельно» (а кому же еще?) Но на детской площадке, и тем более в детском саду появляются неожиданные конкуренты за внимание взрослых или привлекательные игрушки. Эта ситуация ставит ребенка перед необходимостью постоянно быть настороже: вдруг кто-то отнимет что-то необходимое?«Лучшая оборона — нападение», — может подумать ребенок, и обнаружит, что кусаться — отличный способ избавиться от назойливых конкурентов, и к тому же привлечь к себе внимание взрослых.
Ребенок плохо говорит, и кусаться — его способ общения
Невозможность донести свои желания до окружающих — настоящая пытка. Если Ваш ребенок говорит менее понятно, чем его сверстники, или не говорит вообще, у него неизбежно возникнут сложности. Непонимание окружающих, невозможность получить желаемое (например, попросить игрушку), в свою очередь вызывает обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством и привлечь к себе внимание, и, дезориентировав противника, получить нужное (например, отнять игрушку), и выразить свое недовольство. Мало того, этот способ («три в одном») иногда у плохо говорящих детей помогает решить ещё одну частую проблему. У многих неговорящих детей понижена кожная чувствительность в области рта, что вызывает желание что-нибудь погрызть.
Ребенку просто нужно что-нибудь погрызть
У детей около двух лет «кусачесть» может быть связана со слабостью мышц и пониженной чувствительностью кожного покрова в области ротовой полости. Эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Укусить другого оказывается хорошей стимуляцией.
Как видите, у Вашего ребенка могут быть уважительные причины кусаться. Отнеситесь к ним с вниманием, а к ребенку с пониманием. Ведь ребенок бывает кусачим только от жизни… ну, вы поняли. Это не значит, конечно, что нужно спокойно сносить его укусы и позволять ему и дальше кусать других детей. Просто лучше стараться поменьше наказывать, и побольше помогать ребенку справляться с трудностями. Как это сделать?
Наталья Гусева, кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.
Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)
[booking type=1 form_type=’standard’ nummonths=1]