Если маме мешают плохие воспоминания о детском садике

Все мы родом из детства. И у многих в этом детстве был детский сад. Некоторым повезло, и воспоминания о нем остались самые светлые. Другим повезло меньше. В моей практике такие случаи не редкость. Как детские воспоминания родителей могут повлиять на адаптацию ребенка к детскому саду? И что делать маме, если ей детский сад запомнился как «концлагерь»?
strashnyj-sad

В той системе детского сада, которая была во времена нашего с вами детства, многим детям бывало не сладко. Сейчас некоторые вещи изменились в лучшую сторону, а тогда, Вам — той маленькой девочке — было действительно очень трудно. Вы выстояли в этих испытаниях — как минимум, Вы выжили и теперь вполне успешная молодая женщина и мать. Это говорит о Вашей внутренней силе и стойкости. То, что Вы помните так ярко детские болезненные переживания, делает Вас сейчас особенно чуткой и внимательной к Вашему ребенку.

Конечно, душевные раны, полученные в детстве, иногда напоминают о себе и во взрослой жизни, и тогда мы словно проваливаемся в детское ощущение беспомощности и У взрослого человека гораздо больше возможностей решать жизненные вопросы, чем у маленького ребенка. Эта сила, как и многие другие возможности — положительная сторона Вашей теперешней жизни.

Вы выросли, но, похоже, некоторая неуверенность и ощущение, что «нет сил» справиться с детсадовскими вопросами осталась с Вами. Силы у Вас есть, просто они спрятались. Давайте искать вместе!

Можно сделать небольшое упражнение на выявление Ваших сильных сторон.

Для начала вспомните ситуации, где вы выходили победителем из жизненных перипетий.

Что Вам помогало справиться?

Какие Ваши качества делают Вас жизнестойкой? Перечислите все их без ложной скромности. Если Вам помогали другие люди, то, подумайте, как Вы привлекали их помощь?

Напишите список всех Ваших сильных качеств. Сохраните этот список, в трудные минуты иногда помогает просто перечитать, и вспомнить про свои сильные стороны.

Если Вас сейчас особенно беспокоят переговоры с воспитателем и заведующей, вспомните как Вы сталкивались с необходимостью общаться с самыми разными «должностными лицами». Как Вы справлялись в этих случаях? Что Вам придает уверенности в общении с вахтерами, инспекторами социальных служб, медицинскими работниками, коллегами по работе, начальниками, контролерами в троллейбусе и т.п.? Возможно, опора именно на эти навыки общения с официальными лицами, поможет Вам увереннее чувствовать себя в разговоре с детсадовскими работниками.

Теперь, что касается детского сада. Если сохранился страх или тревога по отношению к садику, то той маленькой девочке, который Вы были в детском саду, не хватило поддержки и заботы взрослых. Действительно, маленькому ребенку практически невозможно противостоять нападкам взрослого воспитателя. Очень жаль, что вместо отзывчивых воспитателей, в Вашей жизни встретились люди жестокие или невнимательные. Вы давно выросли и научились решать многие «взрослые» проблемы. Есть способ справиться и с той, давней ситуацией. Пусть не в реальности (прошлое изменить невозможно). Пусть только в вашей душе, но с той тяжестью можно расстаться. Это поможет Вам с большей уверенностью чувствовать себя опорой своему ребенку, когда он пойдет в детский сад.

Могущественным источником изменений в вашем внутреннем мире является фантазия.

Многие взрослые люди скептически относятся к фантазированию. Считая, что в реальной жизни нет места чудесам и выдумкам. В тоже время мало кто станет спорить, что иногда от простого мечтания о чем-то хорошем, улучшается настроение. Фантазии могут быть и способом подготовки к действиям в реальности. Воображение, способность управлять свое фантазией — отличительная черта человека разумного. Если Вы согласны использовать потенциал фантазии для того, чтобы найти в себе новые силы, то я предлагаю Вам еще одно упражнение.

Прочитайте, пожалуйста, до конца, что я Вам предлагаю сделать, прежде чем начинать. Потом уже решайте, будете делать это упражнение или нет. И обязательно сделайте письменно, или с зарисовками, если решитесь выполнять.

Упражнение состоит из двух частей. Сначала нужно сделать первую часть, а потом переходить ко второй.

Часть первая. Придумайте продолжение сказки о маленькой девочке и доброй фее. Итак, начало сказки:

«Жила-была маленькая девочка. Пошла она в детский сад. Сначала ей там приходилось не сладко. Она плакала и звала маму. А воспитатели вместо того, чтобы девочку утешать, стали ее ругать. Девочке было плохо, грустно и страшно. Но в один прекрасный день во время тихого часа, когда девочка грустила и боялась открыть глаза, к ней незаметно прилетела одна очень могущественная фея. Девочка удивилась, увидев фею, но та объяснила, что с этой минуты будет помогать девочке и защищать ее. «Я всегда помогаю маленьким девочкам, которым трудно в детском саду! — сказала Фея. — А ты мне нравишься больше других! И я решила помогать именно тебе». И обещала выполнять все желания девочки, пока та будет находиться в детском саду. «К тому же, — добавила Фея, — Я не как какие-нибудь джины, которые выполняют только три желания. Я буду выполнять все твои просьбы, все твои желания, чем больше, тем лучше…»

фея

Как Вы думаете, о чем попросила девочка сначала? Может быть, фея дала девочке волшебное зеркало, чтобы можно было видеть маму и общаться с ней? Или наколдовала девочке много интересных игрушек? Или познакомила девочку с другими хорошими детьми, с которыми было интересно играть? Или что-то еще?

Как она с помощью могущественной феи обошлась с воспитательницей, которая пугала девочку во время тихого часа? Может быть, превратила ее в жабу (пока не исправится или насовсем)? Или сделала так, чтобы ее слова делались не слышимыми? Или что-то еще? Как поступили Фея и девочка по отношению к тем, кто обзывал девочку «плаксой»? Может быть, их обидные слова превращались в маленьких мушек, которые кусали обидчиков? Или они начинали плакать сами? Или что-то еще?… Я предложила вам довольно агрессивные варианты поведения в сказке. Но фантазия — не поступок! И прелесть фантазии состоит в том, что в ней Вы можете позволить себе делать даже то, чего никогда не стали бы делать в жизни.

Не торопитесь, придумывая сказку. Ваша задача — сочинить так, чтобы Вам все нравилось. Помните, сказка должна хорошо заканчиваться, и фея была действительно очень могущественной! Может быть, вы потратите на сочинение сказки несколько минут, а может несколько дней. Главное, чтобы вы остались довольны тем, какой получился сюжет. Вы можете записывать сказку или просто придумать ее в голове. Не оценивайте свою фантазию по законам литературных произведений. Вы не пишете «роман века». Вы просто ищете свои силы!

После того, как Вам понравился окончательный вариант Вашей сказки, отложите ее на несколько часов, но не более чем на сутки, и приступайте ко второй части упражнения.

Вторая часть. Теперь придумайте рассказ о маленькой девочке и об очень отзывчивой фее, которая потеряла свои волшебные силы, но осталась сильной, уверенной и многое умеющей взрослой. История начинается примерно так же как сказка, но помочь фея теперь может девочке обычными неволшебными способами.

рук-в-руке

Если в сказке фея могла подарить девочке волшебное зеркало, когда девочка говорила, что ей стало грустно без мамы, то теперь она может просто дать ей семейный альбом с фотографиями. Или помочь найти интересные игрушки и занятия. Или поговорить с воспитателями и убедить их более внимательно и доброжелательно относится к девочке. Или что-то еще.

Имеет смысл записать найденные в этой (второй) фантазии способы помощи ребенку в детском саду. Получившийся список поможет Вам черпать идеи для решения вопросов, которые могут возникнуть у Вас и Вашего ребёнка в детском саду.

Вы почувствуете себя более уверенно, обдумывая и приступая к решению вопросов, связанных с детским садом для вашего ребенка.

Есть еще одна вещь, о которой мне кажется важным подумать. Дети чувствуют, что происходит с родителями, и ребенку передаются страхи матери. Это так. Маленький ребенок действительно чувствителен к эмоциям близких взрослых и может заражаться некоторыми их эмоциями. В то же время даже у очень маленьких детей уже очень много «своего»: и настроение, и характер, и особенности поведения. Думаю, Вы — внимательная мама, и Вам не составит труда ответить на вопросы:

  • Какие способы ваш ребенок использует, чтобы наладить контакт с малознакомыми взрослыми? Они точно есть – заметьте их, и помогите ребенку и воспитателю опираться на них.
  • Как избегает нежелательного наказания или порицания, успокаивает рассерженного взрослого (отвлекает внимание, улыбается обезоруживающе, плачет, переключая взрослого с гнева на заботу, прячется и пережидает бурю?…)
  • Как он переносит временную разлуку с Вами? В чем находит успокоение, на что опирается?
  • Что помогает успокоиться и уснуть, когда он гостит у бабушки, или остается без вас (с няней, папой, бабушкой)?

Ваши знания о ребенке помогут Вам найти для него самый подходящий детский сад и помочь ему привыкнуть в нем. По прошествии первых недель адаптации ребенка к садику, возможно, единственной проблемой с детским садом, которую Вам придется решать, будет то, что Вам никак не увести сына или дочку домой из любимого детского сада.

Успеха Вам в устройстве ребенка в детский сад!

фотоНаталья Гусева, кандидат психологических наук, доцент, практикующий психолог.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

Поделитесь знанием с друзьями!