Если ребёнок не спит днём, как приспособиться к детскому саду?

Сразу важный нюанс – если ребёнок уже достаточно давно не спит днём (полгода или больше), если у него стойкие негативные ассоциации со словом «сон», говорите: «мы не спим, мы отдыхаем». Не ставьте целью усыпить ребенка любой ценой, ставьте цель – приучить его укладываться и спокойно отдыхать днём, восполняя силы. Этот навык, который пригодится и маме.

кот-слипЕсть два варианта помочь ребенку приспособиться к режиму детского сада, где обязателен дневной сон.

  1. Перераспределить время ночного сна и часть перенести в дневной сон. Помните, сначала налаживаем режим, а потом уже сосредотачиваемся на дневном сне как таковом.
  2. Приучить ребенка в часы дневного сна к максимально спокойной деятельности, не требующей присутствия других людей (чтобы ребёнок не мешал другим детям и не вызывал порицание воспитателей).

1. В первом случае Вам предстоит несколько дней, когда вы будете вкладывать много сил в становление режима.

Не планируйте на это время больше никаких серьезных и затратных дел. Иначе очень вероятно, что вы перегрузитесь и произойдет срыв процесса налаживания сна, после срыва труднее будет предпринимать новую попытку. В то же время помните, что срывы в прежнее состояние – нормальная часть любого процесса изменения, после срыва жизнь не заканчивается. Срыв сам по себе не означает, что вы взяли за безнадежное мероприятие.

Сначала определите приблизительный режим дня, в котором будут учтены особенности ребёнка. Для этого понаблюдайте за ребёнком несколько дней и отмечайте в дневнике наблюдения его состояние каждый час, и коротко описывайте активность

например:
понедельник:
10.00 – проснулся в хорошем настроении
11.00 – позавтракал, играл самостоятельно
12.00 гулял
14.00 просился на руки, тёр глаза
15.00 носился и разбрасывал игрушки
вторник:
10.20 – проснулся в плохом настроении
11.30 – позавтракал, канючил, лез на руки…

Посмотрите, есть ли закономерности – в какое время и после какой активности наиболее вероятно, что ребенок сможет заснуть. Это время, когда ребенок естественно замедляется, уже есть некоторое утомление, но не переутомление.

В то же время, постарайтесь максимально возможно приблизить домашний режим к режиму садика, в который ребенку предстоит пойти.

Например, если в саду прогулка, а затем обед заканчиваются в 12.45 и к 13.00 дети должны уже уложиться в кроватки, постарайтесь, чтобы ваш домашний сон приходился на интервал от 12 до 14 часов.

Начните укладывать ребенка вечером на 10-15 минут позже (однако не доводя до запредельного возбуждения), а будить на следующее утро на 15-30 минут раньше. При этом, когда будите, проговаривайте, что у малыша будет возможность прилечь днём. Обязательно найдите дело, зачем Вам понадобилось так рано его будить. Начните день энергично, чтобы ранний подъем был оправдан.

Перед временем запланированного дневного сна за час сделайте режимные моменты дробными. Выделяйте на разные активности по 15-20 минут, не допускайте перевозбуждения.

Небольшая житейская хитрость: используйте естественные замедлители: прогулку и пищу. Если ребенок сначала активно поиграет на свежем воздухе, затем поест теплой пищи, у него физиологически естественным путём активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, который отвечает за мышечное расслабление, переваривание пищи и настрой на сон.

Если ребенок отказывается ложиться, привалитесь в обнимку на кровать (полулёжа) и почитайте знакомую книжку. Читайте долго и достаточно безэмоциональным тоном. Всё время, отведенное на дневной сон (сначала около часа) постарайтесь удерживать его в постели, занимая его чтением или спокойными играми.

Вечером, укладывая на ночь, посмотрите на самочувствие ребенка. Если ребёнок вот-вот сорвётся в перевозбуждение – укладывайте без задержек.

Если же спокойный или сонный, то повторите вчерашнюю пятнадцатиминутную задержку. Эти 15 минут посвятите спокойным и размеренным делам. Утром снова будите пораньше и повторите вчерашний эксперимент с укладыванием на дневной сон. В течение недели станет понятно: готов ли организм ребенка принять новые условия жизни. Если нет, сосредоточьте свое внимание на том, чтобы помочь ребенку получать удовольствие от «тихого часа», не засыпая.

кот-расслабляться2. Учим малыша спокойно лежать в кровати во время тихого часа

Сама обстановка «тихого часа» не предполагает активности. Вокруг спят дети, тишина. Воспитательница молчит или говорит коротко и едва слышно. Всё способствует переходу в спокойное, сонное состояние.

Создайте ребенку дома в эти режимные часы похожую атмосферу.

Чем может заняться ребёнок, который лежит в кровати? На чем он может сосредоточить свое внимание? На себе или находящихся в поле его зрения вещах. Детям очень нравятся мелкие узоры. Пусть постельное белье будет с мелким и замысловатым узором, рядом лежит одна или несколько любимых игрушек. Научите ребёнка пальчиковым играм – самомассажу. Учите текст потешки проговаривать тихо-тихо шёпотом. Можно соревноваться, кто тише расскажет.

Примеры пальчикового самомассажа:

Друзья – садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Настрой на сон

Этот пальчик хочет спать,
(Загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик лёг в кровать,
(Загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул,
(Загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик уж уснул.
(Загибаем мизинчик)
Этот крепко, крепко спит,
(Загибаем большой палец)
И тебе он спать велит.
(берем кулачок ребенка себе в руку, гладим его по голове)

Задача взрослого: научить ребенка так замедлять свои психические процессы, чтобы нужда во внешней активности была минимальной.

Основная препятствие при засыпании – очень много активности останавливается, консервируется в мышечных зажимах, и отражается в эмоциональной взвинченности, желании что-то делать. В этом случае фокус внимания смещается из тела в мысли, фантазии, планирование деятельности.

Если вернуть внимание к телу, сконцентрироваться на теле, релаксация и сон придут сами. Взрослый человек может делать это волевыми усилиями. Малышу такая саморегуляция ещё не по силам. Но ему можно привить определенные полезные привычки. В формировании этих привычек вам могут помочь следующие упражнения.

Упражнения на расслабление:

Уложите ребенка в кровать. Время от времени делайте медленный шумный вдох и выдох, ребёнок естественным образом подстроится под более медленное и глубокое дыхание. Спокойный вдох и медленный длинный выдох непроизвольно замедлят движения и способствуют расслаблению мышц. Говорите медленно, тихим «засыпательным» голосом: «Ты сейчас ложишься отдыхать. Всё тело устало и просит отдыха. Устала одна ножка (погладьте ножку, чтобы помочь сосредоточить внимание на ней,поступайте аналогично с другими называемыми частями тела). Послушай ножку. Ножка тяжёлая, наливается теплом. Устала пяточка, устали пальчики на ногах. Ножка расслабляется. Устала другая ножка. Послушай ножку. Она устала. Стала тяжёлая, тёплая. Устала пяточка, устали пальчики на ногах. Ножка расслабляется. Тёплый мягкий животик расслабляется. Спинка становится тяжелой. Почувствуй простынку, на которой спинка лежит. Спинка расслабляется, отдыхает. Грудка устала за день, расслабляется, наливается теплом. Плечики касаются кровати, руки становятся тяжёлым-тяжёлыми, опускаются на кроватку. Дышишь спокойно и глубоко, шея расслабляется. Глазки закрываются, становятся тяжёлыми. Личико отдыхает. Ротик расслабляется, язычок опускается вниз, на дно рта. Тёплый воздух проникает внутрь. Тело отдыхает»

Ребенку тяжело концентрировать самому внимание на перечисляемых частях тела. Помогите ему – кладите на называемую часть тела свою руку или обе руки. Ваши руки тоже должны быть расслабленными, а значит довольно тяжёлыми, разместите весь вес ваших рук на тело ребенка. Подержите их так какое-то время, плавно переместите на другую часть тела. Это поможет телу ребенка замедлиться под тяжестью Ваших рук вниз, расслабиться.

Не обязательно называть все перечисленные части тела сразу, в первый же раз. Сначала можно дать внимание ножками и ручкам. Вводите это упражнение постепенно, по мере того, как ребенок будет к нему привыкать и настраиваться на него. Так вы формируете ритуал успокоения, вводите режимный момент, своего родя якорь стабильности и безопасности. Повторяя эту технику изо дня в день, Вы делаете ее привычной. В сознании ребенка она связывается с режимными моментами укладывания спать.

В ситуации приучения к дневному сну она помогает вернуть сознание ребенка из внешнего мира к себе, своему телу. Научает посвящать какое-то время себе без привлечения внимания окружающих людей. Даже если ребенок не научится засыпать, при этом его активность замедлится. Внимание будет переведено на окружающие предметы, и он сможет лежать и играть в кровати.

Правила поведения во время «тихого часа» будут им соблюдаться проще и легче.

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •