Арт-терапевтические упражнения для тех, у кого был тяжелый год

Обычно в конце года подводят итоги, вспоминают достижения и успехи, благодарят себя и других, награждают и даже немного хвастают. И это здорово и очень полезно для психики: подвести итоги, собрать достижения и результаты.

Но что делать, если год оказался «тяжелый», вспоминаются в первую очередь потери и страдания, страхи и тревоги? Если сил, времени и энергии во что-то вложено много, а результат не радует, если «гора родила мышь»?

Первое побуждение — отмахнуться (как в том анекдоте «опять ничего не получилось») и строить потрясающие планы на будущее, призванное компенсировать неудачи прошедшего года.

К сожалению, это легко сделать только на уровне «логики» («всё уже случилось, чего об этом думать, живем дальше»).

От того, что голова уже «убежала» вперед, а тело и эмоции остались «разгребать» произошедшее, порой происходит потеря целостности и внутренний раздрай.

Переживается это обычно как усталость без причины, переживание бессмысленности и опустошенности, или неясной тревоги. Беспричинная тревога часто возникает, если слишком много «свалилось» и не разобрано, не присвоено и не пережито.

В общем всем, у кого год не удался, я предлагаю все таки подвести итоги и выбрать из произошедшего весь ресурс, который только можно.

Тем, кто годом скорее доволен, но пережил немало стрессовых и напряженных ситуаций, эти упражнения также будут полезны.

Важные предупреждения:

  • ! Я не считаю, что любые потери и разочарования — это непременно какой-то жизненный урок, вполне верю, что бывают несправедливости и несчастные случаи, которые случаются с хорошими людьми. Не являюсь специалистом по карме и далека от позитивного стремления «во всем видеть хорошее». Однако несчастливый опыт — тоже часть нашей жизни, который формирует личность, представление о себе, в том числе опыт выдерживать трудности. И по моему мнению, хорошо бы его осознавать.
  • ! Предложенные ниже упражнения не имеют отношения к магическим или эзотерическим практикам, в основе их лежит процесс вынесения во вне внутреннего содержания переживаний (экстериоризация) и через манипулирование внешними объектами возврат себе функции управления своей внутренней жизнью и изменение во внутренних процессах. Поскольку сознание и бытие связаны,  «волшебные» эффекты могут и должны наступить — появится больше ясности в мыслях, больше сил и опоры на себя, больше энергичности и активности.

Упражнения подобраны так, чтобы их можно было выполнить самостоятельно.

Они задействуют не только способность размышлять и анализировать ситуацию, но и образное мышление, воображение и интуицию (или, как модно говорить, «правое полушарие»).

Эти упражнения можно проводить родителям с детьми. По моему профессиональному опыту, эти упражнения понятны и интересны детям старше 4-5 лет. Верхняя возрастная граница  для совместного упражнения с родителями  — до тех пор, пока дети готовы «впускать» родителей в свои переживания. Упражнение со свечой самостоятельно могут делать дети старше 8 лет, малыши  же просто получают удовольствие от лепки.

Важнейшее условие — желание самого ребёнка и готовность родителя безоценочно принять любую придуманную и проигранную ребёнком историю. Возможные вопросы и инструкции для ребёнка будут приведены после описания каждого этапа упражнения. При работе с ребёнком следует остановиться и не доделывать упражнение по написанному, если ребёнок не хочет продолжать, отвлекается или придумывает свои правила игры (следуйте за ребёнком).

Итак упражнения:

«Кораблик после шторма»

Спасибо за идею «ремонта пробоин» Е. Ивановой. Упражнение про лодочку в шторме активно использовала классик детской психотерапии В. Окландер и про него можно прочесть в ее книге «Окна в мир ребёнка».

Материалы:

-лист бумаги (желательно побольше),

-простой карандаш,

-ластик,

-цветные карандаши или краски или фломастеры,

-клей,

-кусочки бумаги или салфетки, ткани и т. п.

Время выполнения упражнения — от 10 минут, но лучше выделить себе побольше времени для спокойной работы.

Порядок выполнения:

1. Выделите немного времени и спокойного пространства, чтобы представить себя корабликом в море. Какой вы кораблик? Нарисуйте этот  кораблик хорошо, как сможете — точно или схематично, в виде цветового пятна или реалистично.

Вариант упражнения для ребёнка: «Я расскажу тебе историю, а ты сделаешь иллюстрации (картинки). Представь, однажды в море вышел кораблик. Какой это был кораблик? Нарисуй его на листе…»

2. Нарисуйте на кораблике “пробоины”. Рисовать пробоины нужно по ощущениям — сколько угодно и какой угодно конфигурации. Затем сверьтесь с внутренними ощущениями, если изображение откликается как точное отражение внутреннего состояния, выдыхайте и переходите к следующему этапу.

Вариант упражнения для ребёнка: «…Вдруг на море началась настоящая буря. Ветер завывал и трепал паруса кораблика, огромные волны раскачивали кораблик, заливали его палубу, рвали обшивку. Шторм атаковал кораблик и пытался его потопить… Покажи, пожалуйста, как кораблик боролся с ветром и волнами. Поиграем, как будто ты кораблик, который изо всех сил справляется со штормом (двигательная игра, если ребёнок захочет быть штормом — дайте ему такую возможность — предоставьте подушку, большую мягкую игрушку, или что-то подобное в роли «кораблика», не пугайтесь агрессивных действий).
Если бы ты был корабликом, как бы ты себя чувствовал? Чтобы ты делал? …
.. Но вот шторм закончился. Кораблик не утонул, но шторм потрепал его и оставил следы. Нарисуй их на своем кораблике…»

3. «Залатайте» все пробоины каким угодно способом. Выбирая способ латания, исходите из того, что вам надо сохранить кораблик на плаву. Не торопите себя и пробуйте разные способы «латать дыры»: аппликация тканью или бумагой, закрашивание, стирание. Слушайте себя и свое тело, поищите и найдите «свое» аутентичное движение по залатыванию, обращайте внимание на дыхание. Если дыхание сбивается или становится слишком поверхностных, удлиняйте немного выдох, вдох произойдет автоматически.

В конце работы, посмотрите на подлатанный кораблик, заметьте отношение к нему. Поблагодарите себя за то, что несмотря ни на что выдерживаете и остаетесь «на плаву». Напишите список качеств корабля с залатанными пробоинами. Если в вашем списке преобладают характеристики «больше не новый, не красивый, не такой наивный…» и тому подобные «не», добавьте еще качества.

Вариант для ребёнка: «После шторма кораблик нуждался в починке и отдыхе, и отправился в порт. Там, в доке для кораблей, на все пробоины поставили заплаты, счистили коррозию, старую краску, где нужно, и подкрасили… Давай сделаем ремонт нашему кораблику… Теперь все пробоины заделаны. Опытные крупные корабли смотрели на кораблик с уважением и сочувствием. Хоть и маленький кораблик, но он справился со штормом! Конечно, кораблик после шторма и ремонта выглядит не так, как новенький. Нравится ли тебе такой кораблик, каким он стал?»

4. Теперь немного аналитической работы:

Сколько у вас получилось «пробоин»? Назовите ситуации или события, которые соответствуют этим пробоинам в этом году (напишите). Сколько пробоин, столько и событий. Пишите первое, что приходит на ум.

Как вы в реальной жизни поддерживали себя на плаву?

Кто или что вам в этом помогало?

На что похожи в реальной жизни те действия по «латанию» пробоин, которые вам подошли в упражнении?

Что из этих действий вы уже сделали, чтобы «подлатать себя» и «держаться на плаву»?

Какие еще действия могут быть сделаны?
Напишите себе список из как минимум десяти простых действий, которые поддержат ваше здоровье, настроение и обеспечат заботу.

В некоторых случаях удобно исходить из прямого соответствия рисунка и реальной жизни: если больше пострадал и вызвает беспокойство корпус кораблика, то основные усилия по восстановления стоит сосредоточить на базовых вещах: достаточном количестве сна и отдыха, дозированным и приятным физическим нагрузкам, питанию, прогулкам, восстанавливающим процедурам для тела.
Если больше пострадали паруса и мачты, руль, весла или мотор — больше внимания стоит уделить эмоциональному состоянию, поиску того, что интересно, приятно, вдохновляет или эмоционально откликается (это могут быть самые простые вещи: что-то любимого цвета всегда на виду, приятный аромат, музыка, вкус, книга, фильм, разговор с приятным человеком, что-то интересное и приятное)

Какие качества кораблика, приобретенные им после бури и ремонта, подходят вам в реальной жизни? Напишите список ваших качеств, формулируйте эти качества без «не», например: «не смелый, а осторожный, не доверчивый, а настороженный, опытный, или более самостоятельный».

Какие чувства вызывают у вас эти изменения? Кому вы можете рассказать, каким человеком вы теперь стали (кому-то, кто спокойно примет, что эти изменения произошли)?

Возможные вопросы для ребёнка (обычно к обсуждению в каком-то виде способны дети старше 5-6 лет):
Как ты думаешь, какие ситуации в жизни похожи на попадание корабля в шторм? Бывало ли, что ты чувствуешь себя как кораблик, который сражается со штормом?
Если ребёнок называет ситуацию, или если вы как родитель знаете, какая ситуация вызвала сильный стресс у ребёнка, можно дальше обсуждать именно конкретно эту ситуацию. Возможные вопросы для обсуждения:
Чем-то похоже то, как ты себя чувствовал в (ситуации) на то, что происходило в рассказе про кораблик?
Что ты сделал в этой ситуации? Как ты себе помогал?
Кто или что помогло тебе тогда?
Кого можно попросить помочь в этой ситуации? (можно предложить свои варианты, если ребёнок затрудняется назвать)
Как сейчас ты относишься к той ситуации? Тебе обидно или грустно, или ты злишься, или боишься, или тебе спокойно?

Две свечи

Материалы:
-Воск/парафин для лепки (в продаже бывают специальные детские наборы «слепи свечу» или «лепим свечи», и в магазинах для творчества и экомагазинах бывают пластины натурального пчелиного воска (их можно окрасить, растопив на водяной бане и добавив пищевые красители),
-Фитиль (хлопковые и деревянные есть в продаже в отделе товаров для творчества, в наборе для лепки свечей уже вложены фитили, также можно извлечь из старой хозяйственной свечи или использовать плотную натуральную хлопковую нить (только 100% хлопок, иначе будет чадить), сложенную в 6-8 раз, этой нитке делаем предварительно «вощение» — скатываем с расплавленным на водяной бане воском).

-Стеки или палочки (можно использовать зубочистки или старые стержни от шариковой ручки)
-Коврик или клеенка для лепки.

-Бумага и ручка
-Подсвечник или жестяная крышка, негорючая основа, чтобы поставить готовую свечу.
-Спички

Понадобится воск двух контрастных цветов, я использую черный (или темно-коричневый) и белый (или натуральный воск), для второй свечи можно использовать воск любого цвета, чем больше будет выбор цветов, тем лучше. В работе с клиентами я использую обычный набор для творчества с 6 цветными восковыми пластинами.

Противопоставление и взаимосвязь черного и белого имеет исторические и культурные корни, что в данном упражнении позволяет задействовать неосознаваемые фоновые психические процессы.

Можно вспомнить и мандалу «Инь и Янь», отражающий противопоставление темного и светлого, и их неразрывную связь

 

К.Г.Юнг использовал для описания психических процессов метафору алхимического процесса, в частности черное символизирует убывание, инерцию, старое, а белое — прибывание, новое, «очищенные качества».

 

Время выполнения упражнения — от 30 минут при использовании готовых материалов, но лучше выделить себе побольше времени для спокойной работы. Некоторым людям комфортнее, если работа с одной свечой (черно-белой) проводится в один день, а со второй (цветной) — на следующей.

Порядок выполнения упражнения:

1. Заполняем таблицу на бумаге

Лист бумаги разделите на три части (три столбца). Первый столбце можно назвать «какие события я пережил_а», второй — «что я потерял_а и чего боял_ась», и третий — «каким человеком я стал_а после этих событий»


В первом  столбце напишите ситуации, отношения, события, которые хотели бы оставить в прошлом году и чтобы ничего подобного не случалось. Будьте максимально конкретны при выборе ситуации, события или переживания, а описывайте его как вам проще — подробно или в виде символа-значка, главное, чтобы вы понимали, о чем идет речь. Для каждой ситуации выделите достаточно много места, напротив каждой ситуации в соседних столбцах нужно будет написать или графически обозначить страхи и потери, а также качества, появившиеся в этой ситуации.

Во втором столбце напротив каждой ситуации опишите свои потери и страхи. Постарайтесь быть как можно конкретнее: не «страхи и тревоги» вообще, а страх перед чем-то конкретным, или тревога за что-то или кого-то в определенной ситуации.

Например, человек, у которого вытащили кошелек из сумки, теряет не только деньги. Кто-то может переживать потерю дорогой и любимой вещи, кто-то — потерю веры в безопасность мира и порядочность людей,кто-то — наивность или расслабленность, кто-то — опору на то, что можно контролировать собственную жизнь и окружение.

В третьем столбце напишите качества или черты характера, которые в этой ситуации у вас появились или актуализировались, развились.

Например, человек, у которого украли кошелек может стать осторожным, или язвительным, или агрессивным, или менее напряженным и фаталистичным, или более напряженным и контролирующим.

Не делите качества на «хорошие» и «плохие», любое из них может стать полезным в одних ситуациях и помешать в других.

Если потеря произошла недавно, или событие перевернуло весь привычный уклад жизни, естественно долгое время чувствовать себя растерянным, обескураженным или недоумевающим.

Напишите не меньше трех качеств для каждой ситуации. Если ничего не приходит на ум, оставьте на время этот список, займитесь другими делами, и вернитесь к его заполнению позже.
Когда таблица будет заполнена, можно переходить к лепке свечи.

2. Делаем две восковые пластины белого и черного цвета

Подготовьте пластины из мягкого воска для лепки (в некоторых наборах для творчества уже вложены восковые пластины, если воск в брусочках, надо его раскатать). Раскатайте две небольшие пластины контрастных цветов (черного и белого)

3. На темной пластине пишем то, что хотим оставить в прошлом году

Возьмите темную пластику и стеком (зубочисткой или палочкой) напишите или обозначьте какими-то понятными вам символами то, что вы хотели бы оставить в завершающемся году. Это события, описанные вами в первом столбце, и потери и страхи из второго столбца.

Сверните пластину в трубочку-«колбаску»

Вариант для ребёнка: «Под новый год люди вспоминают прошедший год. Иногда хочется что-то оставить в уходящем году. Вот темная пластина воска, если хочешь нарисуй или напиши на нем, чего ты боишься, или отчего расстраиваешься. Мы потом сделаем свечу.»

4. На белой пластине пишем качества и черты

Возьмите светлую пластину. Напишите на светлой пластине или обозначьте понятными вам символами качества из третьего столбца нашей таблицы «Каким человеком я стал_а…». Сверните пластину в трубочку.

Вариант для ребёнка: «Возьмем теперь белую пластину. Помнишь, на черной пластине ты нарисовал (написал) свои страхи, неприятности, которые случились в этом году. Но даже в самых трудных ситуациях мы чему-то учимся. Если что-то ломается, мы учимся быть более осторожными или внимательными. Если чего-то боимся, можем научиться обходить страшные ситуации или учимся делать что-то, несмотря на страх. Давай на белой пластине напишем (нарисуем), чему ты научился в тех ситуациях, которые описал на черной пластине»

Помогите ребёнку увидеть связь между событиями, чувствами и качествами человека.

Например, ребёнок обозначил на черной пластине ссору с другом. Можно спросить: «Ты нарисовал свою ссору с …, это обидная, страшная ситуация или грустная для тебя? Нравитс ли тебе, как ты повел себя в этой ситуации? Что тебе понравилось, что ты сделал? Какие качества помогли тебе так сделать? (например, если ребёнку понравилось, что он настаивал на своей точке зрения — это могут быть качества: смелость, уверенность, упрямство). Как ты думаешь, что можно было бы сделать по-другому? Если ребёнок называет какие-то действия, то можно спросить, какие качества появились, что теперь ребёнок видит новые варианты поведения (например, если ребёнок говорит, что можно было «не обзываться» — то это может соответствовать качествам «терпение», «мудрость», «умение обойтись со своей злостью», «ответственность», «уважительность к другому человеку», «дальновидность», «вежливость» и т.д.)

Возможные вопросы (если вы знаете, какие ситуации отразил ребёнок на черной пластине, говорите о конкретных ситуациях):
Как ты себя чувствовал, когда это произошло?
Сейчас тебе грустно, обидно, страшно или ты злишься, когда вспоминаешь эту ситуацию? Что тебе помогало в той ситуации? Что мешало? Что ты думаешь об этой ситуации теперь? Чему ты научился? Каким теперь стал человеком?

5. Делаем витую черно-белую свечу

Возьмите фитиль и темную и белую трубочки из воска с надписями.

Сделайте витую черно-белую свечу (следите, чтобы фитиль оставался посередине, внутри свечи). Как обычно при лепке свечи оставьте 1,5 см фитиля над воском.

6. Представляем желательное развитие событий

Посмотрите на заполненную таблицу страхов, потерь и приобретений. Жизнь продолжается, и все ситуации и переживания будут развиваться и изменяться со временем, в новых обстоятельствах. Подумайте, как вы хотите, чтобы теперь развивались ситуации, описанные вами. Вы можете записать, произнести вслух или просто запомнить желательное развитие событий.

Вариант для ребёнка: «Как бы ты хотел, чтобы дальше произошло? В новом году? Придумай хороший конец для этих историй» или «Если бы ты был волшебником, чтобы ты сделал? Что могло бы произойти, чтобы эти истории перестали быть грустными и обидными, а стали приятными?»
Например, если ребёнок указал как грустное или обидное событие — ссора с другом, то можно спросить: «Чего бы ты сейчас хотел? Как бы ты хотел теперь общаться с этим другом?»

7. Зажигаем свечу

Поставьте вылепленную витую свечу в подсвечник. Убедитесь, что поверхность не шатается, и горящая свеча будет вне доступа домашних животных, маленьких детей, рядом нет горючих материалов. Используйте подсвечники или жестяные крышки с большой чашей, под подсвечник можно поставить блюдце с небольшим количеством воды в нем.

Перед тем как зажечь свечу сконцентрируйтесь на желательном развитии событий.

Дайте свече догореть.

Вариант для ребёнка: «Можешь загадать желание, чтобы то хорошее, что ты придумал, по настоящему произошло»

8. Ищем опоры для изменения ситуации в будущем — Лепим вторую свечу

Посмотрите на свой список качеств.

Какие из этих качеств можно использовать для желательного благополучного развития события и ситуации, которые вызывали трудности, расстраивали и сердили вас в этом году?

На какие качества можно опираться в будущем, чтобы избежать неприятных ситуаций или чтобы реализовать свои планы и амбиции?

Выберите из остатков расплавленного воска маленькие кусочки, соответствующие этим качествам, можно брать сколько угодно из старого воска — от маленькой крошки до всего оставшегося воска. Невостребованные кусочки лучше потом вынести их на улицу и выбросить в снег или под дерево.

Выберите из воска других цветов любое количество кусочков разных цветов, чтобы вместе с выбранным из остатков расплавленной свечи воском, получилась новая цветная свеча.

Сделайте новую свечу любой формы и цвета (фитиль должен оказаться в середине, внутри воска) так, чтобы она вам нравилась.

Посмотрите на кусочки воска в новой свече. Подумайте, какие реальные действия, участие других людей или ваши собственные усилия, могли бы символизировать эти кусочки воска (разные части свечи или разные цвета)? Запишите эти качества, действия и необходимую помощь.

Что из этого списка уже есть в вашей жизни, а что требуется добавить?

Что из необходимых добавочных действий и помощи других людей можно организовать уже в ближайшее время?

Вариант для ребёнка: «Давай возьмем из расплавленной свечи сколько хочешь воска, как символ твоего опыта. И сделаем новую свечу, какую ты хочешь…»

Поделитесь знанием с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •